- Управление складской логистикой (WMS)
Цели проекта
1. Выстроить и автоматизировать складские процессы, повысить эффективность использования производственных и складских площадей.
2. Снизить влияние человеческого фактора и сократить количество ошибок при выполнении складских операций.
3. Ускорить и оптимизировать выполнение складских операций.
Ситуация до внедрения
ООО "ЧелябинскСпецГражданСтрой" – крупнейший в России производитель стальных цельносварных шаровых кранов, выпускаемых с 2003 г. под торговой маркой LD. Шаровые краны LD предназначены для монтажа в трубопроводах, предназначенных для транспортировки нефти и газа, системах тепловодоснабжения, технологических трубопроводах, различных агрегатах. Сегодня мощность склада составляет 3-5 тысяч паллет в месяц, складские площади – 3025 кв.м. (хранение 5-7 ярусов).
На протяжении многих лет в компании LD существовала проблема, связанная с недостатком складских площадей. Что не позволяло эффективно выстроить складские процессы, не соответствовало объему производства, не обеспечивало рост объёмов производства и продаж.
Склады были разрознены территориально и располагались рядом с производственными площадками и цехами. Для решения проблемы недостатка складских площадей был спроектирован и построен новый складской комплекс, оснащенный необходимым стеллажным оборудованием и техникой. Для того, чтобы эффективно использовать складские площади нужно было автоматизировать складские процессы.
Уникальность и инновационность проекта
Перед специалистами компании-интегратора "1С:Первый БИТ" была поставлена задача выполнить проект автоматизации складской логистики в период низкого сезона с августа по ноябрь. Клиенты компании LD – это предприятия жилищно-коммунального хозяйства, а также компании, отвечающие за монтаж, модернизацию и ремонт трубопроводов, где используются шаровые краны LD. В зимнее время производитель начинает принимать заказы и заполнять склад готовой продукцией, где она хранится в соответствующих условиях до момента отгрузки, как правило, ближе к летнему сезону. Поэтому календарный план проекта был подчинён сезонности в деятельности компании-заказчика. Важным было уложиться точно в срок и выполнить весь цикл работ:
- проектирование WMS-системы;
- разработка, настройка и тестирование системы;
- запуск системы в промышленную эксплуатацию, включая обучение сотрудников складского комплекса, отдела логистики и производственных участков.
Проект автоматизации выполнялся параллельно со строительством и оснащением нового складского комплекса. По готовности инфраструктуры складского комплекса к приёму продукции LD и без остановки деятельности был выполнен переезд и освобождение старых складских площадей. Успешность проекта обусловлена слаженностью и синхронностью работы совместной команды интегратора и заказчика. Благодаря такому сотрудничеству запуск нового склада выполнен с минимальным отклонением от установленных сроков - менее месяца.
Успешность проекта обусловлена соединением промышленной разработки и научного подхода в использовании цифровых технологий – разработаны и внедрены интеллектуальные алгоритмы оптимизации, которые:
- значительно упростили работу операторам WMS-системы;
- сэкономили время кладовщиков при выполнении складских операций;
- обеспечили максимальное использование складских мощностей.
Основным критерием применимости таких интеллектуальных алгоритмов было условие: алгоритм должен предлагать решение, как минимум, не хуже, чем способен дать оператор WMS с большим опытом и полным знанием специфики складских процессов компании-заказчика. При этом, алгоритм выдаёт моментальное решение, а оператору WMS требуется на поиск рабочего варианта решения 20-30 секунд. В масштабах складского комплекса эффективность составляет часы.
Алгоритмы оптимизации разработаны на языке C++ и подключены к базе данных WMS-системы как внешние компоненты. При разработке алгоритма сжатия мы опирались на исследования, описанные в ряде научных математических работ, как отечественных, так и зарубежных. Разработанный алгоритм сжатия используют такие известные математические алгоритмы:
- алгоритм динамического программирования: для решения задачи о рюкзаке;
- жадный рандомизированный алгоритм: для решения задачи о покрытии множествами (для кластеризации партий);
- алгоритм локальный поиск: для улучшения имеющегося сжатия;
- алгоритм решения транспортной задачи (задача Канторовича-Монжа): для формирования начального назначения остатков в ячейки сжатия.
Так, при проектировании схем автоматизации складских процессов специалисты компании "1С:Первый БИТ" столкнулись с существующей проблемой неоптимального хранения запасов. Специфика хранения и укладки кранов такая, что в одной ячейке штучного хранения может находиться только номенклатура одной партии. Продукция приходит на склад ежедневно и каждый приход – это отдельная партия. Итого, в результате 1 месяца работы склада создаются 30 отдельных партий, притом, что каждая должна хранится в отдельной ячейке. Товар зачастую отбирается не целыми палетами, а штуками, и в результате в зоне штучного отбора во многих ячейках наблюдается такая картина: в ячейке объемом более 1м3 лежит несколько штук кранов, которые занимают менее 5-10% от объема ячейки.
Решить проблему было принято следующим образом: партии остатков с наиболее близкими датами приводить к одной единой партии и такие остатки с унифицированной партией размещать компактно вместе в одной ячейке, или в нескольких, если места в одной не будет хватать на размещение всего количества остатков. Критерии оптимальности:
- минимальное количество занятых ячеек, которые остались после сжатия;
- минимальное расстояние маршрута кладовщика при выполнении операции перемещения товара;
- минимальный объем занятых ячеек.
Это позволяет значительно сократить занимаемые складские площади, которые будут использоваться под новый размещаемый товар. В ситуации с перегрузкой складских мощностей такая мера является крайне необходимой, в противном случае свободного места под размещение нового товара может попросту не хватить, что приведет к стопору складских процессов размещения и подпитки. Раньше до внедрения WMS-системы такую операцию выполняли вручную, что было не эффективно, так как процесс поиска подходящих остатков в ячейках был достаточно долгим. Сейчас с внедрением WMS-системы решили процесс автоматизировать, ускорить и сделать его интеллектуальным.
Процесс решения такой задачи разбивается на 2 этапа: на первом этапе мы находим близкие по дате группы партий для сжатия, на втором этапе мы для каждой группы партий вычисляем максимально компактное размещение остатков товара в ячейках. Такой алгоритм оптимального сжатия был реализован на языке С++ и был включен во внешнюю обработку под названием "Сжатие остатков", которая была подключена к WMS-системе. Результат работы алгоритма представлен на изображении.
В настоящее время такая обработка используется систематически, и операторы WMS подтверждают хорошее качество кластеризации партий и компактности размещений.
Также в ходе проекта были автоматизированные следующие процессы:
- Автоматическая генерация штрих-кодов и печать этикеток на принимаемую продукцию от производства.
- Приемка товара с помощью терминала сбора данных.
- Размещение товара с помощью терминала сбора данных. Была решена задача оптимального планирования размещения товаров разных габаритов в ячейки различной вместимости.
- Подпитка с помощью терминала сбора данных.
- Отбор товара с помощью терминала сбора данных. Разработан функционал отбора составных грузов на ТСД с учетом специального порядка и рядности размещения товаров на поддоне.
- Отгрузка товаров с помощью ТСД. Отгрузка по схеме кросс-докинг.
- Внутреннее перемещение с помощью ТСД.
- Инвентаризация остатков товаров на складе с помощью ТСД.
Публикации о проекте
- "Первый бит" повысил эффективность складской деятельности LD
- Решение "1С-Логистика:Управление складом" повысило эффективность складской деятельности LD
- "ПЕРВЫЙ БИТ" ВНЕДРИЛ СИСТЕМУ WMS НА СКЛАДСКОМ КОМПЛЕКСЕ LD
- Внедрение WMS
Дополнительная информация к описанию проекта
Результаты проекта
- Выстроены и автоматизированы складские процессы.
- Снизилось влияние человеческого фактора, что сократило количество ошибок в учете.
- Увеличена скорость выполнения складских операций.
- Увеличена прозрачность и актуальность остатков товаров на складе.
-
1С:Логистика: Управление складом
:
- Управление складом
- Подсистема работы с терминалами сбора данных
Архитектура решения и масштаб проекта
Склад автоматизирован на базе WMS-системы "1С-Логистика:Управление складом". WMS-система интегрирована с корпоративной информационной системой на базе "1С:Управление торговлей 10.3" и "1С:Управление производственным предприятием". В дальнейшем LD рассматривает переход на современное промышленное решение "1С:ERP Управление предприятием 2".
Каким образом внедрение WMS системы повлияло на рост производительности труда в производстве аж на 10%?
Трудозатраты в денежном выражении внедрение WMS не уменьшает, так как обслуживание системы требует как минимум еще и двух операторов WMS. Реальная экономия на трудозатраты идет уже на больших складах (10 тыс. м2 и более) из-за эффекта масштаба.
При этом производительность труда на складе увеличилась, но в показателях «рост производительности труда в производстве» это указывать было некорректно. Внесли изменения.