- Комплексное управление ресурсами предприятия (ERP)
- Управленческий и финансовый учет (FRP)
- Бухгалтерский и налоговый учет
- Документооборот (ECM)
- Управление торговлей
- Закупки, снабжение и управление отношениями с поставщиками
- Управление ремонтами (EAM)
Цели проекта
- Ведение в единой базе регламентированного и аналитического финансового учета, общей НСИ, автоматизация казначейства, управления закупками (в том числе обеспечение потребностей с использованием цепочки поставок), ТОиР, управления продажами и транспортной логистикой;
- Обеспечить работу в системе пользователей 6 юридических лиц (заводы + торговые сети), с формированием как индивидуальной, так и консолидированной отчетности с элиминацией внутригрупповых операций (интеркампани);
- Обеспечить работу не менее 800 пользователей (в том числе не менее 400 конкурентных сессий), с объемом транзакций 10 млн. строк в год без потери производительности в течение 5 лет;
- Минимизация совокупной стоимости владения информационной системой (TCO) и обеспечения возможностей дальнейшего развития системы за счет максимального использования возможностей параметрической настройки типового тиражного решения на современной технологической платформе и соблюдения стандартов разработки и документирования доработок;
Ситуация до внедрения
До старта agile-проекта (Scrum) внедрения ERP-системы на базе "1С:Предприятие 8 КОРП. ERP Управление предприятием 2 + Документооборот КОРП", на предприятии использовалась финансовая система крупного зарубежного вендора (обновление от 2013 года). Эта система была сильно доработана и стоимость проекта обновления была равносильна стоимости внедрению новой ERP-системы. Исходя их экономической выгоды, было принято решение о внедрении ERP-системы на базе "1С:ERP Управление предприятием 2 + Документооборот КОРП" в максимально типовой функциональности.
Уникальность и инновационность проекта
В связи с тем, что подразделения заказчика территориально распределены по всей России, а приемка и отгрузка товара на основных производственных площадках производится 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, возможность остановить систему для переноса данных или выполнения регламентных работ на срок более часа отсутствовала.
Также анонсированные изменения законодательства, в случае неудачной попытки перехода, означали остановку основного бизнеса, проект должен был быть выполнен в любом случае. Риск должен был быть не минимизирован, а сведен к нулю. Единственным способом 100% гарантии работоспособности системы являлся постепенный перевод оперативных блоков (закупки, планирование и обеспечение потребностей, складской учет, продажи, казначейство) в новую систему без отказа от использования исторической системы по остальным блокам (в том числе подготовки регламентированной и управленческой отчетности).
Дополнительной сложностью являлся тот факт, что необходимо было интегрировать сквозные процессы в двух системах с кардинально отличающейся структурой данных и подходами к отражению операций. Высокая степень кастомизации исторической системы создавала дополнительные сложности. Большинство интеграций приходилось доводить до рабочего состояния уже в рабочей базе. Многие проблемы могли быть выявлены только на основе опыта использования сделанных разработок.
Для решения поставленных менеджментом заказчика задач был выбран фреймворк Scrum, который обеспечил итеративный инкрементальный подход к разработке, регулярный запуск (каждые две недели) разработанного функционала в рабочую базу, и эффективный сбор обратной связи от пользователей для оперативного внесения изменений в проектные решения.
В итоге быстрый ввод функционала в промышленную эксплуатацию позволил сократить период окупаемости проекта по сравнению с популярным каскадным подходом, в котором полезное использование функционала начинается только в самом конце проекта. Применяемый lean-подход, который предусматривает концентрации фокуса внимания на ценности для заказчика позволил обеспечить эффективное взаимодействие и высокий уровень доверия между Scrum-командой исполнителя и проектной командой заказчика.
Использование современных инструментов командной работы и коммуникаций ("лучших в классе") таких как Slack, Zoom, Confluence, Jira, BitBucket и др., а также тесное взаимодействие с командой заказчика позволили Scrum-команде 98,52% от общего времени работать удаленно.
Для организации отказоустойчивых асинхронных обменов на скорости близкой к реальной использовался брокер сообщений RabbitMQ, а для быстрой разработки интеграций со стороны "1С" использовался БИТ.Адаптер. Контроль качества кода осуществлялся с помощью SonarQube.
Публикации о проекте
Результаты проекта
В результате проекта были введены в промышленную эксплуатации отдельные подсистемы на базе "1С:ERP Управление предприятием 2 + Документооборот КОРП", что позволило достичь всех поставленных перед проектом целей.
-
1С:ERP Управление предприятием
:
- Бухгалтерский и налоговый учет
- Управление финансами и бюджетирование
- Управленческий учет
- Управление складами и запасами
- Управление продажами
- Управление закупками
- Управление производством
- Управление затратами и расчет себестоимости
- Управление НСИ
-
1С:Документооборот
:
- Учет договоров
Архитектура решения и масштаб проекта
- Применяется клиент-серверная архитектура с использованием тонкого клиента для "1С:ERP Управление предприятием 2 + Документооборот КОРП".
- Общее количество сотрудников – 3 300.
- Количество пользователей - более 800 сотрудников, в 23 регионах России, во всех часовых поясах России, в 550 подразделениях предприятия, в том числе 4-х производственных локаций.
- В онлайн режиме работают максимально порядка 400 пользователей.
Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование
"БИТ:Адаптер", "RabbitMQ".