- Управление эффективностью государственного учреждения

Цели проекта
- Заместить зарубежную BI-систему, на современное отечественное решение.
- Повысить качество и оперативность принятия управленческих решений в рамках основных процессов деятельности Университета путем разработки и внедрения аналитической платформы вуза используя BI-систему "1С:Аналитика";
- Предоставление достоверной и в необходимом количестве информации для принятия различных управленческих решений в рамках основных процессов деятельности университета;
- Повышение качества информации для принятия различных решений;
- Снизить трудозатраты на формирование и подготовку аналитических отчетов для руководителей университета;
Задачи проекта:
- Текущий аудит данных в информационных системах вуза;
- Разработка технических и методических проектных решений;
- Разработка функционала для сбора очищенных данных- ETL-подсистема;
- Подготовка и настройка информационных систем заказчика и подключение продукта "1С:Аналитика";
- Разработка диаграмм и дашбордов, отображающих ключевые показатели деятельности вуза;
- Настройка и разработка прав доступа;
- Проведение обучение пользователей работе с аналитической системой;
- Подготовить систему к опытной эксплуатации и провести ее;
Ситуация до внедрения
В настоящее время это крупный международно-ориентированный университет, широко известный в мире своими достижениями в организации учебного процесса, научными исследованиями, международными связями.
На данный момент в университете функционирует Единая Информационная Система РУДН на базе различных конфигураций на платформе "1С:Предприятие 8".
- Отсутствие единой полноценной BI-системы, что не позволяло оперативно в реальном времени получать информацию о деятельности вуза;
- Длительность процессов: ручная подготовка отчетов по запросу руководителя могла занимать слишком много времени из-за необходимости делать выборки из множеств отчетов и разных систем;
- Большие объемы данных для обработки и анализа, что могло приводить к ошибкам и неактуальности отчетов.
Уникальность и инновационность проекта
Для создания аналитической платформы необходимо было подключить информационные системы вуза в одно приложение "1С:Аналитика".
В вузе используются информационные системы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения КОРП" , "1С:Зарплата и кадры государственного учреждения КОРП" , "БИТ.ВУЗ.Управление вузом", "БИТ:Наука", "БИТ.ВУЗ.Приемная комиссия".
Совместно с функциональными заказчиками был проработан перечень показателей для вывода на дашборды. Все системы с необходимыми данными были подключены к "1С:Аналитика".
Рис 1. Функциональная архитектура решения.
Для упрощения и повышения качества анализа данных в системе "1С:Аналитика" было решено разделить информацию на три уровня.
- На первом уровне отображается основная информация по ключевым показателям университета, визуально разделённая на категории: финансы, кадры, приёмная кампания и образование, международная деятельность и наука.
- На втором уровне представлена детальная информация по каждой из категорий. Переход на второй уровень осуществляется через ссылки.
- На третьем уровне уже детализированные данные по каждому показателю второго уровня.

Особенности вуза, которые усложняли проект:
- Необходимость интеграций между системами для расчета показателей;
- Разнородный состав справочников в разных системах;
- Большой объем данных для выверки.
Краткий состав показателей разработанных дашбордов аналитической платформы университета:
- Общий объем доходов и расходов по всем видам деятельности;
- Остаток денежных средств;
- Показатели дебиторской и кредиторской задолженности;
- Показатели долгосрочных доходов и расходов;
- Выполнение показателей планирования;
- Соответствие заработной платы по категориям должностей, зарплате по региону.
- численность и текучесть кадров по категориям персонала;
- численность сотрудников по видам занятости;
- возрастной состав по категориям персонала и должностям;
- информация о договорах гражданско-правового характера по типам;
- динамика численности по месяцам за текущий и прошлый год;
- динамика укомплектованности персоналом по месяцам.
Приемная кампания отражает:
- Статистику зачислений по уровням подготовки и основам поступления;
- Средний балл ЕГЭ за текущий и прошлый год по направлениям подготовки;
- Запланированный объем внебюджетных средств и фактическую оплату по договорам за образовательные услуги в разрезе уровней и направлений подготовки.
- Количество обучающихся граждан Российской Федерации и иностранных граждан;
- Количество образовательных программ;
- Доля отчисленных студентов и студентов в академическом отпуске;
- Распределение обучающихся по факультетам;
- Лучшие и отстающие направления по успеваемости;
- Успеваемость по факультетам;
- Количество междисциплинарных курсов по общим образовательным программам, доступным в институтах и на факультетах.
Показатели международной деятельности отражают:
- Распределение иностранных студентов по странам мира и направлениям подготовки;
- Долю иностранных аспирантов, магистрантов и ординаторов очной формы обучения от общего состава обучающихся;
- Данные по подготовительному факультету.
- Показатели средней заработной платы НС и НР;
- Численность НР и НС, количество сотрудников до 39 лет;
- Объем НИОКР на одного НПР;
- Объем доходов от результатов интеллектуальной деятельности;
- Количество высокоцитируемых публикация Web of Science Core Collection в разрезе журналов;
- Количество патентов, свидетельств на результаты интеллектуальной деятельности.
Всего было реализовано более 50 показателей для 100 диаграмм и 29 дашбордов, отражающих деятельность университета.
Рис 3. Финансовый дашборд.
Специалистами подрядчика были подготовлены текстовые инструкции по функционалу дашбордов, были проведены поэтапные инструктажи по работе с "1С:Аналитика", так же была выделена линия консультаций пользователей, что позволило оказать всестороннюю помощь пользователям системы в освоении нового для них инструмента.
Публикации о проекте
Результаты проекта
В результате внедрения вуз получил комплексную аналитическую платформу для принятия управленческих решений, используя отечественную BI-систему "1С:Аналитика". Аналитическая платформа дала следующие преимущества в использовании:
- Прозрачность: обеспечено оперативное получение ключевых показателей эффективности деятельности вуза - все данные о деятельности вуза собраны в одном месте и представлены в понятном виде. Это позволяет руководству вуза видеть полную картину происходящего и принимать более обоснованные решения.
- Эффективность: BI-система помогает выявлять "узкие места" в работе вуза и оптимизировать использование ресурсов. Например, можно отслеживать, какие факультеты пользуются наибольшим спросом у абитуриентов, и направлять больше ресурсов на их развитие.
- Улучшение качества образования: аналитическая платформа помогает отслеживать успеваемость студентов, выявлять проблемы в учебном процессе и принимать меры для их решения.
-
1C:Аналитика
Архитектура решения и масштаб проекта
Для достижения поставленных целей было выбрано решение "1С:Аналитика". Данное решение является частью платформы "1С:Предприятие 8" и хорошо встраивается в ИТ-ландшафт РУДН, включающий другие решения на базе "1С".
- Собраны и проанализированы все ключевые показатели эффективности, вошедшие в объем проекта вуза;
- Проведен анализ данных в информационных системах вуза. На основе этого спроектированы оптимальные источники данных для диаграмм в "1С:Аналитика";
- Для каждой конфигурации разработаны ETL-подсистемы для сбора и хранения очищенных данных, используемых для диаграмм в "1С:Аналитика";
- Разработаны и настроены регламентные задания для обновления источников данных "1С:Аналитика" - пользователи получают информацию на дашбордах с минимальным временным интервалом, практически в реальном времени;
- Спроектированы и разработаны наборы диаграмм и дашбордов по каждому направлению деятельности университета, вошедших в объем проекта;
- Для некоторых показателей необходим был расчет по данным двух информационных систем, например, отношение доходов вуза на количество ППС. Данные о преподавателях надо было получать из "1С:Зарплата и кадры государственного учреждения КОРП" и доходы из "1С:Бухгалтерия государственного учреждения КОРП". Для этого была реализована интеграция между системами посредством HTTP сервисов и JSON запроса;
- Спроектированы и настроены права доступа в соответствии с матрицей прав доступа для доступа пользователей только к своим дашбордам;
- Для ускорения формирования диаграмм был настроен и подключен Дата Акселератор, так как информационные системы вуза содержат значительный объем данных.
- Подготовлена документация, описание диаграмм и источников данных, а так же текстовые инструкции для пользователей. Проведено обучение разработанному функционалу в формате вебинара для пользователей университета;
- Проведен перенос разработанного функционала в продуктовый контур - ETL-подсистемы для сбора и хранения данных и готовый набор диаграмм и дашбордов.

















Обучение пользователей заказчика проводилось в несколько этапов.
Первый этап - это подготовка инструкций. Специалисты компании "Экспонента" подготовили материалы для пользователей с описанием функционала дашбордов.
На втором этапе были проведены обучающие вебинары для сотрудников ИТ - департамента заказчика, отвечающих за внедрение продукта. На обучающих вебинарах специалисты компании "Экспонента" рассказали о возможностях продукта "1С:Аналитика", о работе в редакторе диаграмм, как можно создавать новые дашборды и работать с источниками данных.
Используя материалы инструкций и вебинаров, сотрудники ИТ департамента вуза далее могут уже самостоятельно настраивать диаграммы и дашборды, а так же проводить обучение для функциональных заказчиков.
Так же был проведен очный мастер - класс непосредственно в университете. На мастер классе, сотрудники нашей компании рассказали о преимуществах и перспективах использования 1С:Аналитики в вузе.
Работы по внедрению полностью выполнялись дистанционно. Была создана рабочая группа с сотрудниками заказчика и исполнителя, телеграм - чат для обсуждения всех возникающих вопросов. На регулярной основе проводились ВКС встречи для обсуждения этапов проекта.
Так как для 1С:Аналитики в вузе используется отдельный сервер, в этом случае есть возможность ссылки на дашборды публиковать на стороннем веб ресурсе.