
- Управление эффективностью государственного учреждения
- Технология: Мобильные решения
- Технология: Оригинальная разработка на платформе 1С:Предприятие

Цели проекта
В условиях, когда тенденции в той или иной индустрии меняются с крайне высокой скоростью, вузу необходимо быть готовым в любой момент внести корректировки в содержание образовательного продукта под новые условия рынка, чтобы выпустить из своих стен по-настоящему высококвалифицированные кадры. В этих целях в вузе всегда должна идти работа по оптимизации, анализу и администрированию процессов сопровождения и организации образовательного процесса, а администрация вуза для принятия управленческих решений должна в кратчайшие сроки иметь те или иные данные в самых различных разрезах. Перед вузом ежедневно стоят самые различные задачи, начиная от точного планирования и расчета учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава и формирования оптимального расписания занятий с отсутствием коллизий, заканчивая проведением промежуточной аттестации, предоставлением различных видов услуг студентам и сотрудникам вуза и выгрузкой данных в различные федеральные информационные системы. Ручные методы, традиционно используемые для этих целей, с учетом количества данных характеризуются неэффективностью: трудоемкостью, риском ошибок и недостаточной оперативностью.
Ввиду вышесказанного, разработка и внедрение цифровых инструментов и технологий является жизненной необходимостью для образовательной организации, а цифровая трансформация – одно из приоритетных направлений стратегии развития многих вузов.
В рамках текущего проекта необходимо было обеспечить модернизацию и оптимизацию ключевых бизнес-процессов образовательной деятельности вуза за счет внедрения и доработки программного решения "1С:Университет ПРОФ", а также разработки и внедрения корпоративного личного кабинета студента и сотрудника, отвечающего всем требованиям информационной безопасности и современным тенденциям веб-разработки в области ui/ux-дизайна для дальнейшего удобства эксплуатации личного кабинета пользователями.
В ходе проведения предпроектных работ и подготовки технического задания заказчиком проекта были определены:- Ключевые цели и задачи проекта;
- Стек и технологии разработки личного кабинета, для возможности дальнейшего сопровождения этого ресурса заказчиком самостоятельно после завершения проекта;
- Перечень работ, выполняемых заказчиком самостоятельно в ходе текущего проекта.
- Обеспечить обучающихся и сотрудников вуза возможностью получать информацию и взаимодействовать с вузом в дистанционном формате посредством удобных веб-сервисов (заказывать и получать услуги, вносить оплаты за обучение и общежитие, ознакомляться с различными документами, выполнять привычные преподавательские и рабочие обязанности и др.);
- Автоматизировать процессы по сопровождению и организации учебных процессов в вузе;
- Упростить документооборот, планомерно отказавшись от информации на бумажных носителях с возможностью подписания документов в электронной форме;
- Консолидировать и вести учет данных в единой информационной системе, с последующим выводом различных отчетов и дашбордов для принятия управленческих решений на основе данных;
- Связать бесшовным переходом и интеграцией данных информационные ресурсы вуза;
- Обеспечить безопасное хранение и обработку данных пользователей в соответствии с законодательством в области информационной безопасности с учетом требований политики импортозамещения.
Ключевые задачи проекта:
- Разработать корпоративный личный кабинет студента и сотрудника вуза;
- Перевести журнал посещаемости в электронный формат с реализацией функции заполнения преподавателем отметок о посещаемости и отображения данных студенту в личном кабинете;
- Автоматизировать процесс проведения промежуточной аттестации с реализацией функции заполнения и подписания преподавателем ведомости простой электронной подписью в личном кабинете, попутно отказавшись от бумажных носителей информации и двойного ввода данных;
- Разработать сервис для заказа услуг, предоставляемых студентам и сотрудникам вуза, в электронном виде с функцией оценки качества предоставленной услуги;
- Внедрить и автоматизировать учет учебной нагрузки в "1С:Университет ПРОФ" с реализацией функции распределения учебной нагрузки заведующими кафедрами в удобном формате в веб-интерфейсе корпоративного личного кабинета;
- Автоматизировать процесс составления расписания в "1С:Университет ПРОФ";
- Перевести процесс работы с индивидуальным планом преподавателя в электронный формат с реализацией функции заполнения, утверждения и подтверждения хода выполнения утвержденных мероприятий в веб-интерфейсе корпоративного личного кабинета;
- Настроить интеграцию данных между кадровой системой вуза ("1С:Зарплата и кадры государственного учреждения") и информационной системой вуза для учета и автоматизации учебных процессов ("1С:Университет ПРОФ");
- Реализовать авторизацию в личном кабинете, используя программный продукт "Keycloak", который позволит связать другие веб-сервисы вуза (LMS, библиотечная система и др.) бесшовным переходом из личного кабинета, без необходимости повторного ввода данных для авторизации;
- Перевести серверную инфраструктуру на работу под управлением Alt Linux, перенести базы данных на PostgreSQL.
Ситуация до внедрения
Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образование "Московский технический университет связи и информатики" (МТУСИ) – лидирующий университет в стране, научно-образовательная деятельность которого осуществляется в области телеком и IT-индустрии. Более чем вековая история университета и его вовлеченность в глобальные технологические процессы цифровизации экономики сформировали в МТУСИ уникальную академическую атмосферу, гармонично сочетающую традиции высшей инженерной школы с передовыми практиками цифрового образования.
В состав университета входят: головной вуз в г. Москва, два региональных филиала в городах Ростов-на-Дону и Нижний Новгород, Колледж телекоммуникаций, Научно-исследовательская часть, Институт повышения квалификации, Центр довузовской подготовки и Учебно-научный полигон.
Ситуация до внедрения новых решений:
- Промежуточная аттестация: промежуточная аттестация проходила с заполнением преподавателем бумажной ведомости и зачетной книжки у студентов, с физической подписью напротив каждой оценки. После заполнения бумажных носителей, данные в ручном режиме переносились работниками единого деканата в программный продукт "1С:Университет ПРОФ", откуда выгружались в различные федеральные информационные системы;
- Учет посещаемости: учет посещаемости велся исключительно на бумажных носителях – в бумажном журнале посещаемости. Данные на бумажных носителях было крайне тяжело агрегировать для проведения анализа о вовлеченности студентов в образовательный процесс и фактической загруженности аудиторного фонда в целях принятия каких-либо управленческих решений;
- Заказ и предоставление услуг: различные услуги преимущественно заказывались и предоставлялись в очном формате, либо с использованием корпоративной почты для их заказа. Процесс заказа и предоставления услуг не был унифицирован и регламентирован, каждое подразделение взаимодействовало с заявителем услуг по-разному. Не было информации о количестве и качестве предоставляемых услуг тем или иным подразделением на основе обратной связи от заявителей услуг;
- Внесение оплаты за обучение и общежитие: оплата происходила по квитанциям, которые выгружались и отправлялись из программного продукта "1С:Университет ПРОФ". Для того, чтобы узнать информацию о задолженности или о статусе поступивших платежей, студент должен был быть проинформирован работником соответствующего структурного подразделения;
- Расчет учебной нагрузки и составление расписания: процесс отличался низкой эффективностью. Расчет нагрузки осуществлялся вручную, с использованием таблиц Excel и бумажных источников, что занимало более месяца и приводило к отсутствию единого формата и затрудняло интерпретацию данных. Доступ к информации был ограничен заведующими кафедрами. Составление расписания также требовало значительных трудозатрат и использования устаревшей самописной программы на Access, что приводило к частым накладкам и неэффективному использованию аудиторного фонда;
- Серверная инфраструктура: работа на продуктах компании Microsoft создавала риски, связанные с высокими затратами на лицензии, зависимостью от зарубежных технологий и потенциальными проблемами с безопасностью данных.
Уникальность и инновационность проекта
В рамках проекта совместно с университетом был разработан корпоративный личный кабинет студента и сотрудника университета (в том числе и мобильное приложение "Мой МТУСИ", опубликованного в официальном магазине приложений RuStore), также под нужды вуза была доработана типовая конфигурация продукта "1С:Университет ПРОФ". Разработанные в рамках проекта продукты имеют уникальный ui/ux дизайн и функциональные возможности, обеспечивающих его удобное использование конечными пользователями – студентами и сотрудниками вуза.
Проект охватывает все ключевые аспекты образовательного процесса – от посещаемости до промежуточной аттестации и учета учебной нагрузки, а также пересекается с другими процессами образовательной организации – оплата обучения и общежития, заказ и предоставление услуг в электронном виде, которые на текущий момент предоставляются более 10 структурными подразделениями университета самой разной административной направленности. Отдельно отметим, что в ходе реализации проекта было внедрено множество уникальных и инновационных решений, как в части построения модели бизнес-системы на глобальном и стратегическом уровне, так и на прикладном уровне во время проектирования и разработки. Данные решения выделяют внедренную систему из многих других.
Проект также поспособствовал реинжинирингу ряда бизнес-процессов по ряду направлений деятельности организации: отдельная работа была проделана университетом по изменению и организации процессов, обучению сотрудников и изменению локально-нормативных документов, в том числе и создание соглашения об электронном взаимодействии, которое вводит и закрепляет понятие и легитимность простой электронной подписи, используемой для подписания электронных документов, заменяющих бумажные носители.
Особое внимание стоит обратить на ИТ-инфраструктуру университета. В рамках проекта удалось добиться того, что обеспечивающие работу сервера на текущий момент работают под Alt Linux 8 СП, а в качестве системы управления базами данных используется Postgesql Pro Standart 15. В условиях политики импортозамещения это является крайне важным.
Публикации о проекте
- Кедрин В.С., Каржаубаев А.К. Реализация единого личного кабинета студента и сотрудника на базе решения 1С:Университет ПРОФ с помощью адаптивных технологий проектирования
- Каржаубаев А.К., Урум М.В. Цифровая трансформация МТУСИ: комплексное решение на базе «1С:Университет ПРОФ» для управления учебным процессом (нагрузка, расписание)
Результаты проекта
В результате успешной реализации проекта по внедрению и адаптации системы "1С:Университет ПРОФ" и разработке корпоративного личного кабинета студента и сотрудника, МТУСИ достиг значительного повышения эффективности управления образовательным процессом и другими процессами университета. Результатом стало:
- Сокращение времени при планировании и распределении учебной нагрузки более, чем на 50%.
- Сокращение времени на формирование расписания на 25%.
- Уменьшение ошибок в расчете учебной нагрузки на 15%.
- Сокращение заполнения документов промежуточной аттестации примерно на 50%.
- Автоматическое обновление расписания на сайте университета в режиме реального времени.
Для обеспечения удобного доступа к результатам автоматизации всех ключевых процессов и эффективного взаимодействия между участниками учебного процесса, был запущен в эксплуатацию единый личный кабинет для обучающихся, преподавателей и сотрудников. Он предоставляет удобный и безопасный доступ к актуальной информации по всем направлениям деятельности, а также обеспечивает эффективный обмен данными через API. Внедрение личного кабинета, реализованное с применением адаптивных технологий разработки, способствовало:
- Повышению прозрачности процессов: обеспечена более высокая степень прозрачности процессов – студенты и сотрудники вуза имеют возможность ознакомиться в электронном формате ознакомиться с расписанием, сведениями о посещаемости и успеваемости, информацией о задолженности и внесенных платежах по договорам об оказании платных образовательных услуг и договорам найма жилого помещения;
- Повышение уровня оперативного уведомления участников процесса: реализованы push-уведомления в мобильном приложении;
- Унификации и централизации данных: создана единая платформа для ввода и просмотра данных, что упростило процесс подачи заявок на справки и другие различные услуги. За период с 01.09.2024 по 25.03.2025 посредством корпоративного личного кабинета было предоставлено 6344 услуги в электронном формате. Из-за удобного формата заказа услуги количество заказываемых услуг от заявителей увеличилось примерно на 18% по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет (до внедрения личного кабинета) и в то же время уменьшилось количество очных посещений в структурных подразделениях, ответственных за предоставление услуги;
- Улучшению пользовательского опыта: разработан интуитивно понятный веб-интерфейс, позволяющий пользователям с различным уровнем технической подготовки легко ориентироваться в системе и получать необходимую информацию, что подтверждается результатами опроса пользователей с уровнем удовлетворенности более 95%.
- Оптимизации трудозатрат: процесс проведения промежуточной аттестации был полностью переведен в безбумажный формат, за период с 21.11.2024 по 25.03.2025 были закрыты и подписаны в электронном формате 5542 ведомости промежуточной аттестации. Исключен перенос данных с бумажного носителя в информационную систему, данные об отметках после закрытия автоматически попадают в программный продукт "1С:Университет ПРОФ", откуда автоматизировано выгружаются в различные федеральные информационные системы;
- Расширению возможностей доступа: создана система персонифицированного доступа к данным для каждого участника (более 12 тыс. пользователей), обеспечивая возможность удаленной работы и взаимодействия с образовательным процессом.
В результате реализации проекта создана современная автоматизированная информационная система управления вузом на базе "1С:Университет ПРОФ", обладающая полным функционалом для автоматизации процессов управления учебным процессом, направленным на повышение эффективности и удобства управления качеством образованием в МТУСИ. Выполненные в рамках проекта работы следует разделить на несколько тематических блоков.
Для обеспечения безопасного и удобного доступа ко всем ресурсам системы, реализована единая точка входа на базе продукта "Keycloak", интегрированного с веб-движком модуля конструирования личных кабинетов посредством API. Это позволяет связать другие веб-ресурсы (LMS, библиотечные системы и др.) с разработанным личным кабинетом бесшовным переходом и единой авторизацией, без повторного ввода данных для авторизации. Реализованные функциональные возможности личного кабинета:
- Раздел "Профиль" - транслирует информацию по текущему статусу и все приказы в отношении студента и сотрудника университета, в соответствии с данными из "1С:Университет ПРОФ";
- Раздел "Расписание" - предоставляет возможность посмотреть индивидуальное расписание студентам и преподавателям в разрезе дня, недели или месяца;
- Раздел "Успеваемость" - транслирует все оценки, полученные студентом в процессе обучения, раздел выступает в роли электронной зачетной книжки студента, что позволило университету отказаться от бумажных зачетных книжек;
- Раздел "Договоры и оплаты" - позволяет студенту оплатить задолженность по договору об оказании платных образовательных услуг и/или договору о предоставлении жилого помещения в общежитии путем сканирования QR-кода, а также посмотреть историю всех платежей по договору;
- Раздел "Посещаемость" - позволяет преподавателю внести отметки о посещаемости студентов на паре, а студенту видеть агрегированную информацию о своей посещаемости, раздел выступает в роли электронного журнала посещаемости;
- Раздел "Ведомости промежуточной аттестации" - позволяет преподавателю заполнять ведомости промежуточной аттестации во время сессии в электронном формате с использованием простой электронной подписи. После электронного подписания ведомости данные об оценках попадают в "1С:Университет ПРОФ", откуда выгружаются в различные федеральные информационные системы, исключая двойного ввода данных и заполнение бумажных носителей;
- Раздел "Распределение нагрузки" - позволяет заведующим кафедрами распределять учебную нагрузку преподавателям кафедры посредством веб-интерфейса (в том числе динамически разделять нагрузку на "штатную" и "почасовую", в котором в соответствии с локально-нормативными документами вуза настроены проверки и ограничения, позволяющих исключить ошибки при распределении учебной нагрузки. После распределения учебной нагрузки отправляется заявка на проверку работникам департамента организации и управления учебным процессом, в случае их согласования данные используются для формирования расписания в "1С:Университет ПРОФ";
- Раздел "Электронные услуги" - позволяет пользователям (студентам и сотрудникам вуза) заказывать и предоставлять услуги в электронном формате, после предоставления услуги пользователь может оценить качество предоставленной услуги. В зависимости от бизнес-логики услуги, у каждой услуги уникальный перечень полей, часть из которых заполняется автоматически в соответствии с данными из "1С:Университет ПРОФ". Разработка раздела подразумевала реализацию универсального механизма добавления услуг и настройку к ним полей, с помощью которого администратор системы в пользовательском режиме в программном продукте "1С:Университет ПРОФ" может это сделать без привлечения разработчиков. На текущий момент в университет функционируют более 50 услуг, которые предоставляются более 10 структурными подразделениями организации;
- Раздел "Ознакомление с документами" - раздел позволяет ознакомиться с каким-либо документом путем нажатия кнопки "Ознакомиться";
- Раздел "Чат" - позволяет пользователем обмениваться сообщениями друг с другом;
- Раздел "Дашборд приемной кампании" (реализован совместно заказчиком) - раздел предоставляем возможность руководителям подразделений видеть агрегированную информацию о ходе приемной кампании в режиме реального времени, на основе которой можно принимать управленческие решения и влиять на ход приемной кампании;
- Раздел "Питание в вузе" (реализован заказчиком самостоятельно) - позволяет пользователям посмотреть текущую загруженность пунктов питания на основе данных видеоаналитики. В реализации раздела использована модель искусственного интеллекта, разработанная студентами университета.
В течение 2024 года разработанное решение было внедрено в практику управления организационными бизнес-процессами университета, обеспечив реализацию информативных и функциональных разделов личных кабинетов.
- Автоматизирована загрузка данных о сотрудниках из "1С:Зарплата и кадры государственного учреждения", включая информацию о приемах, увольнениях и перемещениях, исключая ручной ввод и обеспечивая актуальность кадровых данных.
- Разработана обработка массового закрепления дисциплин по выбору, упрощающая назначение дисциплин студентам целыми группами и повышающая эффективность работы с большими объемами данных.
- Реализована автоматическая синхронизация расписания с сайтом вуза, обеспечивая оперативное информирование студентов об изменениях.
- Созданы унифицированные формы отчетов по преподавательской нагрузке для всех кафедр и удобные печатные формы расписания, упрощающие анализ данных, подготовку отчетности и архивирование.

Существенным нововведением стало разделение учебной нагрузки на штатную и почасовую, что отсутствовало в типовой конфигурации продукта "1С:Университет ПРОФ" и затрудняло учет учебной нагрузки. Для решения этой проблемы разработаны следующие инструменты:
- Специализированный раздел "Почасовая нагрузка ППС".
- Справочник "Константы расчета почасовой нагрузки" для задания параметров расчета.
- Документ "Выделение почасовой нагрузки" для первичного учета и распределения.
- Доработанный документ "Расчет учебной нагрузки кафедр" с интерактивной формой, позволяющей отслеживать динамику нагрузки и вносить корректировки.
- Разработаны необходимые отчеты и документы, включая "Приказ на утверждение штатного расписания кафедр", "Планируемая учебная нагрузка и штат кафедры", "Заявление на выдачу почасовой нагрузки" и "Приказ на разрешение почасовой нагрузки ППС", автоматизирующие процесс оформления и контроля почасовой нагрузки.
Доработка документа "Распределение поручений" позволяет наглядно выделять почасовую нагрузку, предотвращая некорректное распределение между штатным и почасовым составом преподавателей.

В рамках проекта заказчиком самостоятельно разработано мобильное приложение для устройств с операционной системой android. Использована технология Apache Cordova, приложение опубликованного в официальном магазине приложений RuStore с названием "Мой МТУСИ".

Приложение представляет мобильный клиент разработанного в ходе настоящего проекта корпоративного личного кабинета студента и сотрудника, в котором реализованы push-уведомления для пользователей. На текущий момент более 1600 пользователей скачало приложение на мобильное устройство.
В рамках проекта заказчиком самостоятельно были последовательно развернуты сервера на Alt Linux, осуществлена их настройка и тестирование работы, после тестирования были осуществлены настройки подключения пользовательских клиентов и перенос баз данных программных продуктов платформы 1С ("1С:Бухгалтерия государственного учреждения", "1С:Зарплата и кадры государственного учреждения", "1С:Документооборот", "1С:Университет ПРОФ", "1С:Колледж ПРОФ") на PostgreSQL.
В ходе эксплуатации новых для ИТ-ландшафта университета инфраструктурной конфигурации и системы управления баз данных было выявлено, что PostgreSQL гораздо требовательнее к качеству написания запросов по сравнению с MS SQL. В ходе проекта компанией Дата Софт осуществлен рефакторинг запросов программного продукта "1С:Университет ПРОФ" под PostgreSQL, учитывающих особенности использования виртуальных таблиц, различных функций (в частности "СрезПоследних"), а также выявлены закономерности использования полей составного типа. Наработки по рефакторингу запросов для PostgreSQL были переданы разработчику программного продукта "1С:Университет ПРОФ", которые позднее были учтены в следующих релизах программного продукта.
В конечном итоге, все эти доработки и особенности создали прочную основу для повышения эффективности управления учебным процессом, оптимизации использования ресурсов и формирования более удобной и современной образовательной среды в МТУСИ, что в дальнейшем позволило достичь измеримых результатов.
-
1С:Университет
:
- Планирование учебного процесса
- Составление расписания учебных занятий
- Управление студенческим составом
- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
- Администрирование
- Финансы
- Аспирантура
- Структура университета
- Почасовой фонд
- Контур личных кабинетов
- Настройка личных кабинетов
Архитектура решения и масштаб проекта
Реализованное решение по автоматизации образовательного процесса в МТУСИ представляет собой многоуровневую, масштабируемую и отказоустойчивую систему, построенную на базе "1С:Университет ПРОФ" и глубоко интегрированную с ключевыми информационными системами вуза. Архитектура решения спроектирована с учетом современных требований к надежности, безопасности и производительности, обеспечивая стабильную работу системы при высокой нагрузке и гарантируя доступность информации для всех участников образовательного процесса.
Ключевые функциональные возможности решения реализованы посредством трехуровневой технологической схемы:
- 1 контур – модуль конструктора личных кабинетов, разработанный как расширение конфигурации "1С:Университет ПРОФ", отвечающий за проектирование и реализацию бизнес-логики, а также настройку спецификаций компонентов интерфейса.
- 2 контур – универсальный веб-движок, обеспечивающий автоматизированную отрисовку настроенных интерфейсов в виде одностраничного веб-приложения (Single Page Application), а также отвечающий за ввод-вывод информации и логику авторизации пользователей.
- 3 контур – веб-приложение МТУСИ, обеспечивающее вывод меню для различных ролей пользователей, изменение дизайна разделов и создание независимых интерфейсов.
Для обеспечения безопасного и удобного доступа ко всем ресурсам системы, реализована единая точка входа на базе продукта "Keycloak", интегрированного с веб-движком модуля конструирования личных кабинетов посредством API. Это позволяет централизованно управлять правами доступа и обеспечить бесшовную аутентификацию пользователей.
Важным аспектом интеграционной составляющей решения является взаимодействие с программным продуктом "1С:Зарплата и кадры государственного учреждения", обеспечивающее согласованность данных между системами. В частности, из "1С:Зарплата и кадры государственного учреждения" в "1С:Университет ПРОФ" выгружаются следующие данные о сотрудниках: персональные данные, документы об образовании, ученые степени и звания, а также кадровые документы.
Система автоматизации масштабирована на весь учебный процесс. МТУСИ – это значимый образовательный центр, реализующий многоуровневую систему образования (бакалавриат, инженерные специальности, магистратура, аспирантура) по 25 специальностям и 8 направлениям. Новая система охватывает свыше 12 тысяч студентов и около 140 аспирантов, а также предоставляет удобные инструменты для около 700 представителей профессорско-преподавательского и научного состава, включая более 100 профессоров и свыше 400 кандидатов наук и доцентов.
Важно отметить интеграцию с веб-сайтом университета, который ежедневно посещают более 5 000 уникальных посетителей. Данная интеграция обеспечивает оперативную публикацию расписания и других актуальных сведений для широкой аудитории.
Архитектура решения и масштаб проекта, в совокупности, позволяют эффективно управлять образовательным процессом в МТУСИ, значительно повысить качество образования и создать удобную и функциональную среду для всех участников бизнес-процессов организации. Разработанная система является надежным фундаментом для дальнейшего развития цифровой экосистемы вуза и повышения конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.
Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование
Сервер под управлением Alt Linux 8 СП c установленной технологической платформой 1С:Предприятие 8.3 – сервер для реализации frontend-части личного кабинета и системы управления базой данных Postgresql Pro Standart 15.
- Презентация доклада «Некоторые аспекты эксплуатации «1С:Университет» на кластере под управлением Alt Linux» от 04.02.2025 конференции «Новые информационные технологии в образовании 2025: интеграция ИТ-индустрии и системы образования на базе технологически
- Презентация доклада «Цифровая трансформация МТУСИ: Управление учебным процессом (нагрузка, расписание, личный кабинет студента)» от 05.02.2025 конференции «Новые информационные технологии в образовании 2025: интеграция ИТ-индустрии и системы образования н
- Видеоинструкция по работе с ведомостями промежуточной аттестации в личном кабинете для преподавателей МТУСИ
- Видеоинструкция по распределению нагрузки



























Подскажите, для повышения производительности, масштабируемости и надежности ИС в рамках ЭИОС вы используете «1С:Корпоративный инструментальный пакет 8» (1С:КИП)?
Если да, то вы самостоятельно или сопровождающий индустриальный партнер занимается настройкой 1С:КИП?
Проект достаточно сложный. Подскажите, какой программный продукт был использован для управления проектным офисом?
На конференции НПК в Космосе представители 1С рассказывали, что можно использовать "1С:Документооборот" или "1С:Управление проектным офисом".
В качестве продукта для проектного управления в нашем вузе используем Битрикс 24
Как удалось организовать работу с обращениями студентов и сотрудников в части использования цифровых сервисов в рамках ЭИОС?
Не рассматривали решение "1С:ITILIUM "?
1) Пользователь отправляет запрос на электронную почту
2) Далее обращение автоматически попадает в OTRS, где работники первой линией поддержки либо отвечают заявителю, либо распределяются на другие линии поддержки
3) После этого заявитель получает ответ на свой запрос
По поводу использования цифровых сервисов - в личном кабинете реализован сервис электронных услуг, где студент или сотрудник может заказать и получить ту или иную услугу, отследить её статус, а позже оценить качество предоставленной услуги.
Структурные подразделения, которые ответственны за тот или иной вид услуги, видят запросы от заявителя посредством ЛК под ролью "предоставляющий услугу".
Продукт 1C:ITILIUM рассматривали, но пока что четких планов по его внедрению не строили для себя
Планируется ли интеграция 1С Колледж и 1С Университет в рамках построения единой НСИ? Есть ли планы использования продукта "1С:MDM Управление нормативно-справочной информацией"?
Пока что таких планов нет.
Есть также дополнительные участия в виде ВКС, совещаний и др., но это крайне сложно подсчитать
Изменения в типовую конфигурацию вносили, но не сказать, что очень много. В частности, были внесены небольшие изменения в тиражный документ "Расписание", а также был создан регистр, из которого данные выгружаются из 1С в вышеуказанные сервисы.
- расчет объема проекта,
- стоимость единицы работ и общая стоимость,
- анализ выполняемого объема работ,
- объем изменений.
1) Тестирование работы разработанных сервисов - здесь в проектной команде вуза есть тестировщики (в том числе из числа функциональных заказчиков сервиса), которые проводят тестирование - четкой методологией тестирования не пользовались, просто старались проверить разные сценарии при работе с сервисом.
2) Нагрузочное тестирование. В рамках технического задания одним из требований было проведения нагрузочного тестирования. Оно проводилось посредством запуска различных скриптов, которые инициируют нагрузку на сервера и программные продукты. В частности большое внимание при проведении тестирования было уделено работе 1С:Университет ПРОФ, чтобы оценить влияния массовой работы пользователей в ЛК и мобильном приложении.
- Департамент организации и управления учебным процессом - руководство проектом, руководством продуктом (функциональная и архитектурная логика сервисов, ТЗ для ui/ux-дизайнеров, разработчиков вуза и подрядчика), функциональный заказчик большинства сервисов;
- ИТ-департамент: веб-разработка, администрирование IT-инфраструктуры вуза;
- Департамент безопасности: аудит информационной безопасности;
- Департамент маркетинга: ui/ux дизайн создаваемых продуктов (ЛК, мобильное приложение)
Остальные подразделения вуза преимущественно в качестве функционального заказчика в проекте были представлены. Роли в проекте команды вуза были определены согласно компетенциям работников подразделений, зон ответственности за внутренние процессы внутри организации.
Технологическую сложность работ оценивали по следующим принципам (здесь преимущественно работу вел именно партнер, исходя из требований вуза):
- Оценка всех необходимых работ, которые необходимо выполнить в рамках проекта;
- Анализ технологий разработки ЛК, которые были наиболее желательны для вуза;
- Выявление технических рисков и инновационности, с учетом типовой конфигурации 1С:Университет ПРОФ и ранее реализованных проектов;
- Анализ зависимости между этапами работ;
- Анализ IT-инфраструктуры вуза;
С точки зрения организационной структуры проекта (как и со стороны вуза, так и со стороны партнера):
- Проводили анализ количества участников команд вуза и партнера, с ролями, которые им будут отведены в проекте;
- Изучали опыт ранее реализованных проектов внедрения;
- Закрепляли разграничение зон ответственности проекта (четко определили, какие работы будет вуз выполнять самостоятельно, а какие партнер);
и др.
Да, учебные планы создаем в Шахтах, далее уже переносим в 1С:Университет ПРОФ.
По проекту указано 16 тыс.чел.-ч. проектной команды - фактические трудозатраты соответствовали расчетным данным по методологии или есть отклонения и в какую сторону? Какие трудозатраты включали в итоге при расчете трудозатрат?
Также интересно, использовались ли новые технологии для осуществления обменов между системами по кадрам (например, Шина) или применяли стандартные методики с доработками?
Расскажите про методологию расчет и контроля трудозатрат на доработку тиражного продукта "1С:Университет"?
На этапе предпроекта внутри вуза определялись цели и задачи проекта, собирались функциональные требования, а также был определен перечень работ, которые сможет выполнить команда вуза самостоятельно. Параллельно функциональные требования анализировались и со стороны подрядной организации, на основе анализа была оценена временная трудоемкость внедрения и доработки конфигурации 1С:Университет ПРОФ.
По завершению предпроектных работ у нас уже было понимание о стоимости и сроков реализации проекта, нас, как заказчиков, они устроили, далее проводились уже конкурсные процедуры. При этом можно отметить, исходя из содержания работ проекта, что сроки были довольно сжатые для такого большого проекта, однако все планируемые работы завершили в срок - благодаря слаженной работе команд вуза и исполнителя.
По поводу методологии расчета и контроля трудозатрат внедрения и доработок типовой конфигурации 1С:Университет ПРОФ рекомендуем посмотреть материалы нашего партнера - Дата Софт. Коллеги как раз на этом специализируются и имеют большой опыт в таких проектах (ссылка на материалы: https://dtst.su/vebinary )
А в каком программном продукте у Вас ведутся рабочие программы дисциплин и практик?
У преподавателей есть доступ на редактирование данных материалов?
На текущий момент создание и учет РПД не оцифрован, в ближайшее время планируем этот процесс также трансформировать в рамках следующего проекта.
Какой продукт университет использует для интеграции по API с СП ВО для СПО?Или работаете в ЛК?
Взаимодействие с сервисом приема в части приема на программы СПО осуществляем посредством api с помощью программного продукта 1С:Колледж ПРОФ
Стек 3-го уровня веб-приложения, который как раз разрабатываем командой вуза, представлен typescript с использованием фреймворка adonis на бэке и lit на фронте. Это довольно таки популярные технологии, благодаря чему в команду разработки вуза привлекаются студенты, которые под наставничеством наших разработчиков разработали часть сервисов личного кабинета.
Также есть довольно уникальные разделы (такие как "Питание в вузе"), в которые работают на основе ИИ, здесь используются собственные языковые модели, которые разработаны студентами вуза.
Помощь студентов, с точки зрения разработки и вклада в проект, довольно таки ощутимая, поиск талантливых студентов и их дальнейшее привлечение в проекты цифровой трансформации вуза - одно из направлений работы нашей команды.
Если будут предметные вопросы и/или предложения, можете написать письмо на почтовый адрес a.k.karzhaubaev@mtuci.ru
Также в рамках проекта были проведены обучающиеся встречи с коллегами от Дата Софт по некоторым направлениям проекта (учет учебной нагрузки и составление учебной нагрузки в 1С:Университет ПРОФ)
Образовательные курсы в программном продукте LMS Moodle регламентно не создаются, это в планах реализовать позднее.
Проект, в целом, функционального содержания системы дистанционного образования (в нашем случае - LMS Moodle) не затрагивает - в рамках проекта в отношении данного продукта реализован только бесшовный переход с созданными в рамках проекта продуктами (ЛК и мобильное приложение), посредством единой аутентификации и авторизации.
Как вы учитываете нагрузку преподавателей?
Формирование расписания после распределения нагрузки ведется также в 1С:Университет ПРОФ
В разделе "Дополнительные файлы" проекта приложили видеоинструкцию по распределению учебной нагрузки
Метрик достаточно много в дашборде. Сделали специальный видеообзор на него, его можно посмотреть по ссылке - https://mtuci.bitrix24.ru/~20PcP
В подписании ведомостей промежуточной аттестации используется простая электронная подпись.
С юридической точки зрения мы создали локально-нормативный документ "Соглашение об электронном взаимодействии", в котором вводим и закрепляем термин "простая электронная подпись" и прописываем те документы, подписываемые такой подписью, которые мы как организация признаем юридически значимыми. В этот список как раз и входит ведомость промежуточной аттестации.
С точки зрения технической реализации "простая электронная подпись" - это комбинация логина и пароля, которые известны только пользователю + штамп отметки "Подписано простой электронной подписью в соответствии с соглашением об электронном взаимодействии" с указанием даты и времени подписания документа на формируемых электронных документах
В соглашении об электронном взаимодействии прописывается также ответственность сторон электронного взаимодействия, согласно которой пользователь обязуется не передавать свои учетные данные для входа третьим лицам.
В дополнительных файлах к проекту прикрепили видеоинструкцию по работе с ведомостями промежуточной аттестации, можно посмотреть, как это работает со стороны преподавателя.
Но как безопасность обеспечиваете? можно же, получается, взломать пользователя и ПЭП воспользоваться его, заполнив и подписав документы доступные пользователю
Двухфакторная аутентификация на уровне keycloak реализована и распространяется на все связанные с keycloak сервисы и веб-приложения (lms moodle, ЭБС и др.)
Для авторизации необходимо ввести шестизначный код, который генерируется в приложении FreeOTP.
В следующем месяце планировали провести вебинар по текущему проекту (информация о точной дате будет опубликована в чате телеграмм канала сообщества 1С:Университет), в рамках вебинара в том числе расскажем и про все тонкости и подводные камни переезда на Альт Линукc и PostGreSQL.
В веб-приложении ЛК пользователь включает в настройках push-уведомления, браузер запрашивает разрешение у пользователя на их отображение. Параллельно в фоне за счёт Periodic Sync API и Background Sync API создаются задачи делать запросы до API ЛК, который возвращает список новых уведомлений, помечая их прочитанными при этом. Этот список приходит в приложении, затем по нему проходимся циклом и отображаем за счёт Notification API, для работы которого просили разрешение в самом начале.
Информацию о графике платежей, поступивших оплатах и текущей задолженности в личный кабинет и мобильное приложение выводим из программного продукта 1С:Университет ПРОФ. Вне рамках текущего проекта был реализован план обмена данными между 1С:Университет ПРОФ и 1С:БГУ.
Студент имеет возможность оплатить обучение/общежитие, отсканировав qr-код в приложении мобильного банка, реквизиты оплаты заполняются автоматически, исходя из данных в 1С:Университет ПРОФ.