- Управление ремонтами (EAM)
Цели проекта
Сформировать единую интегрированную экосистему для повышения эффективности управления активами и обеспечения эксплуатационной и технической целостности предприятия.
- Разработать автоматизированную систему формирования и актуализации базы данных оборудования и нормативов с учетом масштабирования бизнеса. Развитие цифровых решений для обеспечения актуальности и достоверности данных, используемых в процессах управления активами.
- Реализация риск-ориентированного подхода к управлению техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) оборудования. Оптимизация планирования и распределения инвестиций за счет анализа рисков, определения приоритетов и минимизации вероятности отказов оборудования.
- Организация системы учета и контроля ресурсов. Создание платформы для детализированного планирования, мониторинга и анализа выполняемых работ — от регистрации заявок до оценки затрат материально-технических и трудовых ресурсов на каждом этапе выполнения операций.
Ситуация до внедрения
Иркутская нефтяная компания (ООО "ИНК") — один из независимых производителей углеводородного сырья в Восточной Сибири. Компания создана в 2000 году, ведет геологическое изучение, разведку и разработку участков недр на территории Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия).
В работе компания использует самые современные инструменты для рационального природопользования и ориентируется на лучшие практики в своей деятельности. Фокусируясь на технологической безопасности, в 2023 г. ИНК приняла решение о трансформации системы управления активами и пересмотре целевой архитектуры комплекса информационных систем (ИС).
В 2021 г. Иркутская нефтяная компания (ИНК) начала проект построения единой системы управления технологической безопасностью PSM. В центре внимания команды проекта стояла задача создать управляемый режим безопасности и непрерывности производственного цикла для предотвращения ситуаций, при которых возможно возникновение серьезных происшествий и аварий. Модель PSM включает 12 ключевых элементов, которые формируют управляемый режим безопасности и непрерывности производственного цикла.
В результате проекта в 2022 г. началась трансформация процесса проактивного мониторинга. Процесс повлек за собой расширение функциональных возможностей мобильного приложения и разработку чек-листов для обходчиков при осмотрах оборудования в полях. В объемы обходов не входили инструментальные проверки виброметром, пирометром, камерой для обнаружения утечек сырья. Маршруты разных квалификаций дублировали друг друга, либо, наоборот, показывали серые зоны, которые не входили ни в один маршрут. Встречались случаи размытия ответственности за обслуживание того или иного оборудования между службами. Отсутствовали единые правила проверки оборудования. Некоторые чек-листы были на столько подробными, что обходы могли занимать несколько часов, либо состав чек-листов был слишком коротким и включал в себя некорректные показатели.
Потянув одну нить в общей цепочке оптимизации бизнес-процессов, предприятие пришло к вопросу о необходимости пересмотра всей системы ТОиР и перехода от ручного управления к процессной модели. В 2023 г. предприятие запустило проект трансформации всей системы ТОиР на предприятии, который повлек за собой переход с редакции 1.3 на версию 3.0 решения 1С:ТОИР КОРП. Переход шел совместно с разработчиком и интегратором EAM-системы компанией "Деснол" в рамках оптимизации смежных бизнес-процессов.
Артур Черехович, начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании:
"В рамках проекта мы полностью пересмотрели архитектуру наших информационных систем, построенных на платформе "1С:Предприятие". Сперва мы расширили функциональность EAM-решения. Для этого мы привлекали опытных методологов, ранее работающих в том числе с зарубежными продуктами. Затем — запустили процесс интеграции системы с более чем десятком внешних решений, включая приложения и сервисы, для обеспечения ресурсного планирования, управления надежностью, персоналом, подрядчиками, проектами и строительством, материально-техническим обеспечением, складским хозяйством и автотранспортом. Это позволит создать единую экосистему, которая охватит все ключевые процессы: от учета ресурсов и планирования ремонтов до контроля квалификации персонала и выдачи специальных допусков к работам. Такой подход обеспечит максимальную прозрачность данных, сократит время на согласование необходимых для проведения ремонтных работ ресурсов и повысит общую эффективность управления активами".

Уникальность и инновационность проекта
При реализации проекта учитывались лучшие практики управления активами с использованием риск-ориентированного подхода.
ИНК выделила пять основных аспектов целевой модели, которые необходимо было построить благодаря трансформации процессов управления ТОиР:
- Сквозной автоматизированный процесс формирования и актуализации базы данных оборудования и нормативов (БДОиН), в том числе на основании BIM-моделей и данных исполнительной документации. Это смежный процесс, без которого ТОиР в компании не заработал бы по-новому.
- Риск-ориентированный подход к управлению ТОиР. Он обеспечивает баланс инвестиций, помогая компании инвестировать в наиболее критичные активы и ровно столько, сколько нужно на это средств в соответствии с RCM-анализом и оценкой стоимости возможного ущерба.
- Детальная подготовка работы на основании наряд-заказа. Важно, чтобы система помогала определять и приоритизировать корректирующие и превентивные работы, определять ресурсы — как трудовые, так материально-технические. Это залог максимально эффективного выполнения ремонтов "в поле".
- Ресурсное планирование: составление плана-графика, понимание доступности специалистов на местах с необходимыми квалификацией и допусками, понимание потребности в спецтранспорте и специнструменте. Одна из главных целей данного блока — перейти рубеж показателя wrench time (чистого времени выполнения работ) в 75%. Текущее значение данного показателя — 20–40%.
- Переход на "безбумажное" техническое обслуживание и ремонт оборудования, включая электронное согласование и подписание документов.
Решение 1С:ТОИР КОРП от компании "Деснол" стало основой для автоматизации сквозных бизнес-процессов ИНК. На текущий момент в рамках проекта успешно реализовано 5 интеграций (1С:МТО, 1С:MDM, 1С:Документооборот, 1С:Бухгалтерия и ИС Метрология редакции 3.0), которые объединили EAM-систему с другими решениями на платформе "1С:Предприятие". Продукты единой системы 1С, а также интеграция 1С:ТОИР с другими внешними решениями (всего более десятка продуктов, приложений и сервисов) позволили создать единую цифровую экосистему, охватывающую все ключевые процессы компании.
Кроме того, было разработано несколько сотен функциональных улучшений, включая новые формы, отчеты и опции, которые полностью соответствуют актуальным потребностям бизнеса ИНК. Эти доработки учитывают оптимизированные бизнес-процессы компании и направлены на повышение эффективности управления активами, техническим обслуживанием и ремонтами.
Артур Черехович, начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании:
"Для реализации этих задач мы выбрали своим партнером и подрядчиком разработчика и интегратора экосистемы 1С:ТОИР компанию "Деснол", с которой сотрудничаем уже много лет. Ранее мы использовали версию 1.3 и в 2023 г. перешли на более производительную редакцию 3.0. А поскольку наши бизнес-процессы не укладывались в существовавшую функциональность экосистемы, мы вместе с Деснолом начали ее расширять".
Публикации о проекте
- Проект ИНК и «Деснола» помог снизить длительность ремонтов и простоев оборудования на 25%
- Частный нефтяной бизнес ищет новые точки роста для повышения рентабельности активов
- От Ямал СПГ до Сахалинской Энергии! Как построить ремонтную службу с нуля? Инсайты от эксперта ИНК
- Автоматизация ТОиР: кто виноват в отказе — человек или система?
Дополнительная информация к описанию проекта
Артур Черехович, начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании:
"Запуская процесс трансформации, мы пришли к выводу, что для успешной реализации проекта необходим технологический фундамент, который позволит объединить массивы данных. Им стала EAM-система на базе 1С:ТОИР КОРП от Деснола, с которым мы работаем более десяти лет, и чья экспертиза в области автоматизации ТОиР сыграла ключевую роль в успехе проекта".
Этапы проекта
- Моделирование процессов и анализ требований. На первом этапе специалисты компании "Деснол" совместно с Иркутской нефтяной компанией (ИНК) провели детальное моделирование бизнес-процессов. Были изучены функционально-технические требования (ФТТ) предприятия, определены ключевые задачи и ожидаемые результаты проекта.
- Разработка технического решения. На основе проведенного анализа и согласованных ФТТ был разработан проект технического решения. Этот документ стал основой для дальнейшей доработки и адаптации системы.
- Доработка и адаптация системы. В соответствии с утвержденным техническим решением специалисты компании "Деснол" выполнили доработку и адаптацию системы 1С:ТОИР КОРП. Были внедрены новые функциональные возможности, оптимизированы существующие процессы и учтены все требования ИНК.
- Перенос исторических данных. Для обеспечения преемственности и сохранения данных был выполнен перенос исторической информации из предыдущей версии системы в новую. Этот этап включал проверку целостности и корректности данных.
- Разработка инструкций и обучение пользователей. На завершающем этапе внедрения были разработаны подробные инструкции для пользователей, а также проведено обучение сотрудников ИНК. Это позволило обеспечить комфортный переход на новую систему и минимизировать риски ошибок при эксплуатации.
- Поддержка на этапе опытной промышленной эксплуатации (ОПЭ). После ввода системы в эксплуатацию специалисты Деснола обеспечили поддержку на этапе ОПЭ. Поддержка включала оперативное устранение возникающих вопросов, разработку улучшений и настройку системы по запросам предприятия и мониторинг ее работы.
- Адаптация системы в рамках дополнительных соглашений (ДС). В процессе эксплуатации система продолжала адаптироваться под изменяющиеся бизнес-процессы ИНК. В рамках дополнительных соглашений (ДС) были реализованы новые функции и интеграции, направленные на повышение эффективности управления активами.

Результаты проекта
- Автоматизировано формирование БДОиН.
- Появилась возможность структурировать техместа в общей иерархии оборудования по принципу «одного окна». На данный момент база данных включает в себя более 500 тыс. элементов, 5 тыс. экземпляров шаблонов наряд-заказов.
- На основе матрицы оценки рисков создан инструмент приоритизации воздействий. Он позволяет определять, какие последствия наступят и когда, если не выполнять ремонтное воздействие.
- Организована система оперативного планирования работ для управления загрузкой персонала и материально-техническими ресурсами, чтобы оптимизировать ремонтную деятельность, сократить количество и длительность простоев оборудования и автотранспорта.
- Появилась возможность пользоваться расчетом плановой и фактической стоимости корректирующих работ и выстраивать cashflow на плановые работы.
Артур Черехович, начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании:
"Проект стал катализатором внедрения лучших практик управления производственными активами. В результате проекта мы отказались от ненужных для наших условий эксплуатации видов воздействий, которые ранее брались из инструкций производителя или переписывались на основе методик других предприятий и не учитывали наш эксплуатационный контекст. Кроме этого, мы стали понимать эффективность применения той или иной стратегии: какое оборудование обслуживать по ППР, по фактическому состоянию или до отказа. Оптимизация планово-предупредительных ремонтов и все перечисленные выше подходы в совокупности и позволили достичь результатов и целей проекта".
Планы по развитию единой экосистемы 1С:ТОИР
В ближайшие годы Иркутская нефтяная компания (ИНК) планирует развитие системы управления активами. Уже в 2025 году будет реализована интеграция 1С:ТОИР КОРП с ключевыми корпоративными системами, включая 1С:ERP. УХ, систему для формирования интерактивных дашбордов, а также специализированные решения для анализа надежности — RBI и "1С:RCM Управление надежностью". Эти шаги позволят усилить аналитическую составляющую и повысить точность управления производственными активами.
К 2026–2027 годам ИНК намерена полностью отказаться от бумажных процессов в техническом обслуживании и ремонте (ТОиР). В планах компании — создание мобильных рабочих мест для сотрудников ТОиР, что обеспечит оперативность выполнения задач прямо на объектах. Кроме того, планируется внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) для проведения обходов и диагностики оборудования. Это не только ускорит процессы, но и повысит точность выявления потенциальных проблем.
Артур Черехович, начальник управления по безопасности и эффективности производственных процессов Иркутской нефтяной компании:
"Сегодня ИНК обладает инструментом для управления активами, который уже доказал свою эффективность на производственных объектах. Наш подход, основанный на риск-ориентированном планировании и приоритизации работ, позволяет не только повысить надежность оборудования, но и оптимизировать затраты. Мы уверены, что наш опыт будет полезен другим компаниям, особенно в контексте перехода к безбумажным процессам и внедрению передовых технологий, таких как VR/AR. Это следующий шаг к созданию полностью цифровой экосистемы производственного цикла предприятия".

-
1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования
Архитектура решения и масштаб проекта
Наиболее сложные, с точки зрения реализации, аспекты, которые успешно решены в рамках проекта:
- Разработка иерархической структуры базы данных — от уровня организационной структуры (дивизион, предприятие) до функциональных единиц и отдельных элементов оборудования, что обеспечило детализацию и гибкость управления активами.
- Синхронизация данных по критически важному оборудованию (составляющему 10–15% от общего парка активов) для обеспечения непрерывного мониторинга технического состояния и предотвращения аварийных ситуаций.
- Комплексная интеграция 1С:ТОИР КОРП с корпоративными системами, включая 1С:МТО, 1С:MDM, 1С:Документооборот, 1С:Бухгалтерия, PLM, ИС Метрология, производственный портал и систему "Неосинтез", что обеспечило единое информационное пространство и исключило дублирование данных.
- Разработка и внедрение более 300 функциональных опций, пользовательских форм и улучшений, направленных на адаптацию системы под специфические бизнес-процессы компании.
- Декомпозиция работ на операционном уровне через шаблоны заказ-нарядов, что позволило детализировать и стандартизировать процессы технического обслуживания и ремонта.
- Автоматизация генерации заказ-нарядов с формированием операционных планов работ, интегрируемых в общий план-график ТОиР, позволила минимизировать характерные для традиционных ППР-графиков неудобства — такие как ручное согласование, избыточная жесткость сроков и дублирование задач. В результате повысилась точность планирования, сократились временные затраты на координацию и возросла адаптивность системы 1С:ТОИР КОРП к изменениям.
- Оптимизация распределения ресурсов за счет внедрения функции "заморозки" недели с фиксацией заказ-нарядов и дат ремонта через АРМ "Ресурсное планирование", что помогло обеспечить балансировку загрузки персонала и оборудования
Метрики проекта:
- Увеличение БДО в 5 раз, в том числе дополнительно внесено 200 единиц оборудования для ППР
- Расширение подклассов оборудования в 20 раз
- Библиотека шаблонов наряд-заказов 5000 экз.
В систему внесено:
- 10000 объектов ремонта
- 1000 типовых объектов ремонта
- 2000 технологических операций
- 1000 технологических карт
Нагрузочное тестирование: на 100 активных и 400 пассивных пользователей, до 250 пользователей мобильным приложением и до 300 пользователей десктопной версией 1С:ТОИР КОРП.