- Управление информационными технологиями (ITIL)
- Технология: Оригинальная разработка на платформе 1С:Предприятие
Цели проекта
- Повышение удовлетворённости текущих клиентов за счёт качественной поддержки и сопровождения информационных систем.
- Увеличение рентабельности всех направлений компании благодаря достижению целевой ИТ-архитектуры и автоматизации информационных систем.
- Организация эффективной ИТ-поддержки бизнес-процессов и пользователей, оптимизация использования ИТ-ресурсов для повышения эффективности ключевых бизнес-процессов при минимальных затратах на их поддержку.
Задачи:
- Автоматизация процессов управления инцидентами, запросами, изменениями и активами с использованием лучших мировых практик и рекомендаций ITIL/ITSM.
- Внедрение портала самообслуживания для повышения прозрачности услуг и автоматизации диспетчеризации.
- Автоматизация смежных служб для управления обращениями.
- Использование отечественного решения в рамках задачи по импортозамещению.
Ситуация до внедрения
АО "Мелодия здоровья" — федеральная сеть аптек с более чем 30 филиалами и свыше 1300 торговыми объектами по всей России. В компании отсутствовала единая система обработки заявок, что создавало ряд проблем.
Проблемы с точки зрения бизнес-заказчиков:
- Разнообразие методов обращения: Заявки подавались через различные каналы, такие как мессенджеры и электронная почта.
- Неясность процесса: Бизнес-заказчики не понимали, как их заявки обрабатываются и кто за них отвечает.
Проблемы с точки зрения IT-специалистов:
- Множество каналов коммуникации: обращения поступали через телефон, мессенджеры, почту и другие каналы.
- Сложности в обработке: IT-специалисты сталкивались с трудностями в управлении и решении множества заявок из разных источников.
Проблемы с точки зрения руководства:
- Отсутствие цифровых показателей: Руководители ИТ не имели данных для оценки эффективности работы подразделения и качества услуг.
Итого резюме:
- Отсутствие единой системы по работе с заявками
- Отсутствие единого окна для обращений бизнес-заказчиков
- Отсутствие понимания статуса заявки и ответственных исполнителей
Уникальность и инновационность проекта
- Собственная доработка системы для автоматизации бизнес-процессов. Создание системы управления запросами на изменение в рамках Agile подходов и автоматизация работы со спринтами (SCRUM)
- Собственная доработка системы отчетности по показателям
- Собственная разработка системы показателей KPI и интеграция с 1С КА для расчета заработной платы
- Доработка системы по части SLA с применением подходов ITIL.
- Доработка процессов управления изменениями для работы в команде
- Автоматизация процессов смежных подразделений (HR, АХО, Бухгалтерия, Управление ассортиментом, НСИ, Юридическая служба) - использование ITSM как ESM

Публикации о проекте
Дополнительная информация к описанию проекта
Рекомендации по внедрению:
- Прочитать литературу по ITIL/ITSM для дальнейшего использования
- Чтобы внедрять систему, необходимо точно определиться какими процессами необходимо управлять и какие возможности предоставит нам система для этого
- Определяем, какие процессы нуждаются в автоматизации
- Полноценно готовимся ко внедрению, учитывая все подготовительные этапы
- Сначала формализуем, затем автоматизируем процессы
- Внедряем базовые процессы, потом строим космос
Результаты проекта
Портал самообслуживания и сервис деск значительно улучшили взаимодействие и коммуникации в компании. Теперь сотрудники могут быстро сообщать о проблемах, заказывать услуги или получать консультации. Личный кабинет позволяет не только подавать заявки, но и отслеживать их статус, с дублированием информации на электронную почту.
Мы отказались от множества систем, где каждое подразделение фиксировало свою активность, и перешли к единому окну обращений не только по ИТ запросам. Это упростило процесс взаимодействия и сделало его более эффективным. Система позволила всем исполнителям рассчитывать трудозатраты и оценивать эффективность работы, что сократило время на обработку обращений с использованием автоматической диспетчеризации до 30%. Работа сервисов стала прозрачной для заказчиков.
На портале доступны более 100 услуг, и ежемесячно через него проходит более 6000 обращений.
Автоматизированные процессы включают:
- Управление каталогом и уровнем услуг
- Управление обращениями (инцидентами и запросами на обслуживание)
- Управление задачами
- Управление ИТ-активами и конфигурациями
- Управление проблемами
- Управление изменениями
- Управление релизами
- Управление информационной безопасностью
-
1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия
:
- Управление каталогом и уровнем услуг
- Управление задачами
- Управление изменениями
- Управление обращениями
Архитектура решения и масштаб проекта
"Мелодия здоровья" - более 1300 торговых точек и более 300 сотрудников, предоставляющих сервисы и услуги внутри компании.
При внедрении системы были определены следующие требования:
- Доступ к порталу должен быть доступен любому сотруднику компании.
- Исполнитель по заявкам может работать в системе "1C:ITIL".
- Исполнитель по заявкам может использовать мобильный телефон или планшет для работы в системе.
Платформа "1С" сыграла ключевую роль при выборе Service Desk. Для компании, где практически все процессы автоматизированы с использованием продуктов "1С", это было приоритетным условием. Это важно как с точки зрения ресурсов для поддержки и доработки конфигурации, так и для интеграции новых сервисов в общий ИТ-ландшафт.
Для достижения целей и задач проекта "1С:ITIL" было необходимо интегрировать систему с корпоративными информационными системами:
- "1С:Комплексная автоматизация" для получения информации о сотрудниках и интеграции с системой мотивации.
- AD для доменной авторизации.
Интерфейс для бизнес-заказчиков должен был быть максимально простым, а для исполнителей — максимально понятным.

Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование
- Веб-портал для "1C:ITIL КОРП": веб-интерфейс "v-can.Site Личный кабинет инициатора"
- PostgreSQL
- MS Windows Server