- Документооборот (ECM)
- Технология: Обработка и анализ больших данных
Цели проекта
- Стандартизация расчетов цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - государственное регулирование);
- повышение эффективности контроля в области регулируемых государством цен (тарифов);
- снижение рисков бюджетных последствий Московской области за счет обеспечения прозрачности расчетов, сокращения количества технических ошибок в расчетах цен (тарифов);
- контроль роста платы граждан за коммунальные услуги;
- принятие управленческих решений в области регулируемых государством цен (тарифов);
- сокращение количества документов на бумажных носителях, необходимых для установления цен (тарифов).
Ситуация до внедрения
Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области с полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) на территории Московской области, а также по осуществлению контроля в указанной сфере деятельности.
Комитет утверждает более 4000 тарифных решений в год для 850 организаций в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, ТКО, транспорта, технологического присоединения к сетям инфраструктуры Московской области, как для расчетов с населением, так и прочими потребителями (бизнес, бюджетная сфера и т.д.).
Совокупная регулируемая Комитетом выручка организаций составляет более 400 млрд. руб. в год, в том числе 22 млрд. руб. на реализацию 210 инвестиционных программ в качество и надежность инфраструктуры ЖКХ.
Результатом оказания государственной услуги является принятое тарифное решение. Тарифное решение утверждается нормативным правовым актом (который размещается в открытых источниках и можно найти, например, в "Консультант Плюс"), который содержит цену (тариф) за единицу продукции или услуги коммунальной компании, а также прочие тарифные параметры, действующие год, 3 или 5 лет. Для принятия тарифного решения ресурсоснабжающие организации направляют калькуляцию (расчет тарифа), по сути бизнес-план организации по регулируемому виду деятельности, которая содержит обоснование и расшифровку всех доходов и затрат, в том числе прогноз производства и продаж, ремонтную программу, инвестиционную программу и т.д.
Задача Комитета – проверить экономическую обоснованность калькуляции, рассчитать и утвердить тарифное решение в сроки, определенные законодательством.
До начала проекта процесс обработки тарифных заявок в Комитете по ценам и тарифам Московской области выполнялся в ручном режиме, что приводило к:
- низкой производительности труда сотрудников Комитета при предоставлении государственных услуг по установлению цен (тарифов) и осуществлению контроля в сфере регулируемых тарифов;
- наличию ошибок в документах тарифного регулирования, распоряжениях об установлении тарифов, подготовленных сотрудниками Комитета;
- отсутствию аналитики, прогностических моделей, используемых при установлении тарифов;
- недостаточному контролю за соблюдением ограничений в области регулируемых государством цен (тарифов);
- отсутствию прозрачности в расчетах тарифов;
- невозможность дополнительной проверки шаблонов, направляемых в ФАС России;
- отсутствию электронного архива информации, получаемой при предоставлении государственных услуг по установлению цен (тарифов).
- множество ручных расчетов в Excel;
- трудоемкость подготовки отчетности, формирование сложных сводных отчетов занимало несколько дней;
- отсутствие отчетных форм, имеющих графическое отображение;
- отсутствие инструментов автоматизированного формирования материалов к Правлению Комитета, тарифных решений, распоряжений об установлении тарифов;
- отсутствие единого информационного пространства для всех сотрудников Комитета;
- огромные массивы разнородных данных;
- отсутствие единой базы данных по принятым тарифным решениям;
- отсутствие электронного хранилища документов, все документы лежат на жестких дисках сотрудников Комитета;
- горы коробок документов:
- трудоемкий поиск;
- утеря;
- повторные запросы;
- очереди в коридорах.
Уникальность и инновационность проекта
Настоящий проект – это проект цифровой трансформации центрального исполнительного органа государственной власти, осуществляющего контроль и управление тарифообразованием в социально-значимой сфере ЖКХ, из ручной государственной функции в цифровой государственный сервис для регулируемых организаций и граждан.
Установление тарифа — это сложный процесс экспертизы и утверждения бизнес-плана организации, который включает в себя экспертизу инвестиционной и производственной программы, расчёт большого количества kpi надёжности и качества, контроль за выполнением всех заявленных статей расходов. Выручка ресурсоснабжающих организаций сопоставим с бюджетом Московской области, и половина этой выручки приходится на население, которое оплачивает коммунальные услуги по тарифам, рассчитанным сотрудниками Комитета.
Всего, в процессе регулирование занято менее 100 человек.
Еще пару лет назад расчет тарифа каждая организация осуществляла в произвольной форме, отсутствовала прозрачность расчета. Для соблюдения методики расчета организациям приходилось часто консультироваться с куратором из Комитета для корректности расчета тарифа и заполнения документов, а также лично привозить документы в Комитет. Из-за огромного потока бумажных документов у сотрудников Комитета не всегда находилась возможность провести качественную экспертизу представленных документов и обеспечить контроль за соблюдением методологии и законодательства.
Во избежание продолжения существующих проблем и для соответствия современному уровню развития ИТ-технологий был реализован проект, позволивший создать и внедрить новые цифровые сервисы для всех стейкхолдеров:
- прежде всего, для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электро- и газоснабжения – для них процесс получения тарифа стал простым и удобным, а тарифное решение прозрачным и долгосрочным:
- для населения, а это 7,5 млн человек - платёж стал понятен и обоснован, гражданин понимает за что платит;
- для Правительства Московской области - создан инструмент получения качественной аналитической отчётности и возможности моделирования различных сценариев;
- для сотрудников Комитета – значительно снижены трудозатраты, создана уникальная база тарифных решений.
Публикации о проекте
- В Подмосковье внедрили "умную" систему установления тарифов
- Трансформация государственной функции по установлению тарифов в государственный цифровой сервис
- Как "цифра" реформирует власть: проект цифровой трансформации Комитета по ценам и тарифам Московской области
- ФАС России высоко оценил уровень цифровизации Московской области
- Презентация процедуры подачи заявки через портал
- Регулирование тарифов: как превратить государственную функцию в цифровой сервис
- Умное тарифное регулирование в Подмосковье: скорость и простота получения госуслуги
- Цифровая трансформация улучшила работу комитета по ценам и тарифам Подмосковья
Дополнительная информация к описанию проекта
Уровень автоматизации Комитета подтвержден победами в общероссийских конкурсах в 2020 году:
- Всероссийский форум PROF IT - лучший инновационный проект;
- ФАС России - "Самый перспективный проект";
- GlobalCIO (Всероссийское сообщетво лидеров цифровой трансформации) - "Победитель проект года в Госуправлении / НКО";
- Всероссийский конкурс CDO / CDTO - "Лауреат (2 место) в номинации Digital-трансформация 2020 года";
- Tadviser - "Проект года по созданию цифрового сервиса для коммунальных предприятий".
Участие в меропритиях Фирмы "1С":
- Бизнес-форум 1С:ERP 2020 с темами:
- Трансформация государственной функции по установлению тарифов в государственный цифровой сервис.
- Применение 1С:Аналитики в процессх регулирования тарифов ЖКХ в московской области.
- День управления документами и процессами 2020
- АИС "Тариф" на базе 1С:Документооборота как комплексное решение по автоматизации бизнес-процессов комитета по ценам и тарифам Московской области
- Большой вебинар, посвященный технологии Дата Акселератор;
- Применение 1С:Аналитики в процессах регулирования тарифов ЖКХ Москвоской области.
Результаты проекта
1. Создание цифровых сервисов для организаций:
- возможность подачи заявлений в электронном формате благодаря интеграции АИС "Тариф" с региональным порталом государственных услуг:
- предоставление возможности не привозить бумажные документы, не стоять в очередях;
- кратно уменьшился коррупционный риск;
- кратно сократилось время подачи заявлений;
- увеличилась прозрачность по срокам оказания услуги и процедурам;
- сократилось количество обязательных документов, предоставляемых регулируемыми организациями за счет информационного взаимодействия с другими государственными системами и сервисами (Росреестр, ФНС).
- единое программное решение по расчету тарифов регулируемыми организациями:
- снижение сложности взаимодействия с государственной функцией;
- автоматизация методологии расчета тарифов;
- оптимизация требуемой от организаций информации, сокращение количества данных заполняемых дважды;
- снижение требований к квалификации сотрудников организаций (не нужно быть экспертом в тарифах, чтобы подготовить расчет в заявлениях);
- меньше обосновывающих документов;
- проще и прозрачней процесс рассмотрения разногласий с расчетами Комитета;
- снижение коррупционного риска;
- общий результат:
- снижение отказов в регистрации заявлений организаций об установлении тарифов – с 25% до 4%;
- подача 95% тарифных заявлений в электронном виде (от общего количества);
2. Инструменты управления по целям:
- стандартизация методов расчета специфических показателей;
- сокращение времени на подготовку отчетности, в том числе на формирование сводных отчетов и аналитики со сложной графикой с нескольких дней до 2-3 часов;
- оперативное управление на основе данных Системы;
- общий результат:
- сдерживание роста платы за коммунальные услуги населения с 5,3% до 2,0% (жителям сэкономлено 5 млрд. руб.);
- средний рост тарифов ниже официальной инфляции.
- переведены в электронный вид основные бизнес-процессы Комитета по ценам и тарифам Московской области:
- взаимодействие с региональным порталом государственных услуг:
- получение данных о тарифных заявлениях, поданных через региональный портал государственных услуг;
- обмен статусами и документами между Комитетом по ценам и тарифам Московской области и регулируемыми обществами;
- расчет цен и тарифов, подлежащих государственному регулированию:
- стандартизированы и унифицированы механизмы расчет тарифа;
- сформировано единое НСИ;
- осуществляется проектный контроль сроков оказания государственной услуги по утверждению тарифов;
- формирование управленческой отчетности на основе базы данных;
- осуществляется автоматическое формирование проектов при регистрации заявки на предоставление государственной услуги;
- автоматизирована подготовка и согласование документов для принятия тарифных решений Комитетом по ценам и тарифам Московской области;
- автоматизировано формирование распоряжений Комитета по ценам и тарифам Московской области по установлению тарифов;
- контроль роста платы граждан:
- планирование и контроль платы граждан с учетом различных индексов;
- контроль освоения инвестиционных ресурсов:
- ведение журнала инвестиционных документов;
- контроль освоения инвестиционных ресурсов организаций;
- экспертиза проектов инвестиционных программ организаций.
- контрольно-надзорная деятельность:
- оценка профиля риска 100 % организаций и формирования плана проверок;
- бесконтактная проверка соблюдения законодательства по ведению раздельного учета организациями;
- ведение журнала документов контрольно-надзорных мероприятий;
- электронный архив:
- ведение архива тарифных дел (документы тарифных заявок и экспертизы Комитета) в соответствии с разработанной структурой хранения электронных документов;
- внутренний документооборот;
- планирование и оценка исполнения ключевых показателей эффективности по Комитету, по сотрудникам:
- обращения граждан;
- социологические опросы;
- контроль ключевых KPI Комитета;
- сокращение среднего срока ответов по обращениям с 30 дней до 24 часов;
- сокращение количества запрашиваемой и анализируемой информации в 3 раза, что существенно сократило сроки работы;
- кратное уменьшение количества ошибок через автоматизацию и стандартизацию большинства показателей, рассчитываемых Комитетом;
- увеличение качества: выявление и снижение просрочки в оказании услуг и эпизодов некачественного оказания государственной услуги;
- 100% готовность экспертных заключений в срок;
- снижение давления на регулируемые организации - увеличение количества проверяемых организаций бесконтактным методом (без запроса документов) с 5 до 100%;
- дополнительное увеличение производительности труда посредством централизации ряда сервисных функций Комитета: регистрация заявлений организаций, техническая и методическая поддержка организаций по расчету тарифов.
-
1С:Документооборот КОРП
-
1C:Аналитика
Архитектура решения и масштаб проекта
ИТ-Ландшафт Комитета по ценам и тарифам Москвоской области.
Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование
Сервер Приложений (Основной ЦОД) | |
Процессор (vCPU) | 16 вычислительных ядер с частотой от 3.2 MHz |
Оперативная память (vRAM) | 56 Гб |
Дисковое пространство (vHDD) | 140 Гб |
Программные требования | |
Программное обеспечение, необходимое для работы сервера, в том числе операционная система (ОС), система управления базами данных (СУБД), ПО сервера приложений и прочее ПО | 1. Linux Ubuntu Server 16.04 LTS x64 |
2. Сервер 1С:Предприятия (64-bit) для DEB-based Linux-систем, не ниже версии технологической платформы 8.3.14.1565. (лицензии предоставляет исполнитель работ по созданию системы) | |
3. 1С: Предприятие 8.3. Лицензия на сервер (x86-64) (лицензии предоставляет исполнитель работ по созданию системы) | |
Сервер СУБД PostgreSQL (Основной ЦОД) | |
Процессор (vCPU) | 14 вычислительных ядер с частотой от 3.2 MHz |
Оперативная память (vRAM) | 36 Гб |
Дисковое пространство (vHDD) | 110 Гб |
Программные требования | |
Программное обеспечение, необходимое для работы сервера, в том числе операционная система (ОС), система управления базами данных (СУБД), ПО сервера приложений и прочее ПО | 1. Linux Ubuntu Server 16.04 LTS x64 |
2. PostgreSQL, не ниже версии 10.10-1.1C | |
Сервер Приложений (Резервный ЦОД) | |
Процессор (vCPU) | 16 вычислительных ядер с частотой от 3.2 MHz |
Оперативная память (vRAM) | 56 Гб |
Дисковое пространство (vHDD) | 140 Гб |
Программные требования | |
Программное обеспечение, необходимое для работы сервера, в том числе операционная система (ОС), система управления базами данных (СУБД), ПО сервера приложений и прочее ПО | 1. Linux Ubuntu Server 16.04 LTS x64 |
2. Сервер 1С:Предприятия (64-bit) для DEB-based Linux-систем, не ниже версии технологической платформы 8.3.14.1565. (лицензии предоставляет исполнитель работ по созданию системы) | |
3. 1С: Предприятие 8.3. Лицензия на сервер (x86-64) (лицензии предоставляет исполнитель работ по созданию системы) | |
Сервер СУБД PostgreSQL (Резервный ЦОД) | |
Процессор (vCPU) | 14 вычислительных ядер с частотой от 3.2 MHz |
Оперативная память (vRAM) | 36 Гб |
Дисковое пространство (vHDD) | 110 Гб |
Программные требования | |
Программное обеспечение, необходимое для работы сервера, в том числе операционная система (ОС), система управления базами данных (СУБД), ПО сервера приложений и прочее ПО | 1. Linux Ubuntu Server 16.04 LTS x64 |
2. PostgreSQL, не ниже версии 10.10-1.1C | |
Сервер Архивный (Хранилище S3) | 14 Тб |