- Комплексное управление ресурсами предприятия (ERP)
- Управленческий и финансовый учет (FRP)
- Бухгалтерский и налоговый учет
- Зарплата, управление персоналом и кадровый учет (HRM)
- Документооборот (ECM)
- Управление торговлей
- Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM)
- Закупки, снабжение и управление отношениями с поставщиками
- Оперативное управление производством (MES)
- Управление нормативно-справочной информацией (MDM)
- Управление информационными технологиями (ITIL)
- Технология: Цифровая экономика и "Индустрия 4.0"
Цели проекта
Цели проекта:
-
Разработать условия для перевода действующих бизнес-процессов с западного ПО на российское с улучшениями в процессах создания рабочей модели по циклу от конструкторской и технологической документации описания нового автомобиля до передачи продукции по заявке клиента:
-
планирование производства годовое – трехмесячное – недельное, в т.ч. в интеграции с заказами клиента из CRM; план закупок; производственная логистика, в т.ч. реализация фактического списания материалов, ПКИ и агрегатов под автомобиль;
-
автоматизация закладки для сборки на Главном конвейере, пооперационный учет;
-
полномасштабное внедрение на базе платформы "1С:ERP" всего спектра производственных бизнес-процессов – инструментальное и литейное производства, управление качеством, блока отчетности – полный пакет, включая РСБУ, МСФО, налоговый, управленческий, в т.ч. консолидация по всему бизнесу, и всех интеграционных механизмов с учетными системами, действующими на предприятии – "1С:ЗУП", ЭДО, "1С:Документооборот", CRM, SRM, в "1С:ERP".
-
-
Обеспечить раздельный учет по Государственному оборонному заказу и сократить время на подготовку отчетности по ГОЗ;
-
Оптимизировать стоимость владения IT и минимизировать риски непрерывности и отказоустойчивости.
Задачи проекта:
-
Адаптировать информационную систему и интеграцию конфигураций "1С:ERP", "1С:ДО КОРП", "1С:ЗУП КОРП" для работы в единой системе управления.
-
Максимально сохранить типовой функционал конфигурации для последующего самостоятельного обновления целевой информационной программы сотрудниками Заказчика.
-
Подготовить пользователей и сотрудников IT отдела Заказчика к работе с новой программой, чтобы снизить издержки на привлечение подрядчика во время промышленной эксплуатации.
-
Настроить и подготовить информационную программу для отказа от "1С:УПП" и "1С:Зарплата и управление предприятием 2.5". Формировать закрытие месяца по регламентированному учету не позднее 5 числа месяца, следующего за текущим, к последнему месяцу окончания промышленной эксплуатации
-
Автоматизировать формирование отчетности в соответствии с требованиями ГОЗ.
-
Увеличить точность расчета себестоимости за счет адресного списания узлов, составляющих не менее 95% себестоимости автомобиля.
Ситуация до внедрения
Автомобильный завод "Урал" — лидирующий производителей грузовых полноприводных автомобилей в России. В 2019 году автозавод Урал вошел в состав "Объединенной машиностроительной группы" (ОМГ), которая реализует амбициозные цели с помощью "сквозных" цифровых технологий. После изменения структуры холдинга возникла потребность в кратчайшие сроки создать собственную целевую архитектуру и ИТ-ландшафт на основе существующего ПО.
В качестве информационных программ управления предприятием использовались "1С:УПП", "1С:Зарплата и управление персоналом 2.5" и другие сторонние продукты. После выхода из группы компаний планировался отказ от программ на платформе "1С:Предприятие", которые находились обслуживании. Поддержка использовавшихся сторонних программ вендором на территории РФ не реализуется. Развитие программы проводилось сотрудниками АЗ Урал, которые поддерживали и дорабатывали продукт. Поиск и обучение новых сотрудников для работы — процесс постоянный по следующим причинам:
- сложность производственного учета;
- обилие интеграционных механизмов между программами на платформах;
- обилие сопутствующих программ, созданных сотрудниками;
- сложность позаказного планирования конвейерного производства;
- потребность в получении информации о детальной себестоимости выпускаемой продукции;
- потребность в точном соответствии установленного на автомобиль узла в учете и по факту.
В целях формализации и дальнейшей автоматизации собственных бизнес-процессов предприятие решило внедрить единую программу управления предприятием, предоставляющую способность интегрировать бизнес-процессы на платформе "1С:Предприятие 8".
Предпосылки для старта Проекта:
- Переход с зарубежных систем устаревших версий на российский комплекс для снижения санкционных рисков;
- Необходимость сокращения времени на подготовку к производству новых изделий, поддержания целостности и актуальности данных о произведенных изделиях за счет перевода в "цифровое пространство" моделей изделия и бизнес-процессов проектирования/изготовления.
- Создание единого информационного пространства между предприятиями Бизнеса для обеспечения единых бизнес-процессов от заявки покупателя до продажи автомобиля, в т.ч. с использованием механизмов бесшовной интеграции между программными компонентами.
- Создание единой платформы для реализации всех бизнес-процессов предприятия.
Уникальность и инновационность проекта
Для успешной реализации проекта и получения быстрых результатов, проект разделили на этапы:
-
Отказ от исторических систем "1С:УПП", "1С:Зарплата и управление персоналом 2.5" и переход на учет в "1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 3", "1С:ERP", "1С:Документооборот КОРП";
-
Подготовка регламентированной отчетности и расчет себестоимости в "1С:ERP";
-
Планирование производства на конвейере и автоматизация производственной логистики в "1С:ERP". Отказ от западной системы;
-
Внедрение производственного планирования за счет интегрирования "1С:ERP" и CAD системы;
-
Внедрение бюджетирования на базе "1С:ERP" и "1С:Управление холдингом".
Проект реализуется при поддержке Российского фонда развития информационных технологий.
Проект комплексной автоматизации на базе "1С:ERP" объединил в едином цифровом решении процессы управления заводом начиная от годового, месячного планирования и формирования закладки на конвейере, до выполнения учетных операций и заканчивая бухгалтерским учетом и отчетностью. В результате создана информационная платформа для развития предприятия на годы вперед.
Завод впервые с момента создания получил многоэтапный расчет фактической себестоимости для 40 производственных подразделений со следующими условиями:
-
Одни и те же статьи затрат могут содержатся в базах распределения. Например, для выпускающих и обрабатывающих цехов.
-
Для конкретных заказов или даже конкретных цехов устанавливаются лимиты отнесения затрат.
-
Расчет себестоимости сначала проводится внутри каждого цеха. Цех ежемесячно отчитывается по затратам и движению НЗП. После этого из полученных затрат отдельных цехов собирается полная себестоимость продукции.
В результате цеха начали управлять уровнем запасом материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовой продукцией в цеховых кладовых, что оптимизировало НЗП и положительно сказалось на финансовом результате.
Автоматизировано конвейерное производство. Реализована приспособленная к изменениям спроса, в том числе отказов клиентов, программа планирования ежедневной закладки автомобилей.
-
Разработан "АРМ Управления закладкой" — из типовой документации "План производства" на 5 дней пользователю предоставляют управлять очередью заказов: менять очередь, добавлять делали, удалять автомобиль с производства. АРМ допускает изменения в планах без открытия отдельной документации "Заказы на производство" и "Этапы". С помощью АРМ пользователю доступно открытие заказов не только на сборку автомобилей, но и на подсборку узлов (кабина, силовой агрегат (мотор) и пр.). АРМ помогает в создании "Задания на производство" основных узлов: рама, мост, раздаточная коробка, при этом не используется типовой "Заказ на производство", что допускает внесение изменений "безболезненно" и быстро.
-
Разработан "АРМ номерных узлов". АРМ связан с "АРМ Управления закладкой", который показывает перечень узлов с привязкой к сборочным постам, моделям и ВИН-коду автомобиля. После установки узла на автомобиль в процессе сборки оператор в "АРМ Номерных узлов" отражает номерную информацию. Программа подставляет узел с серийным номером на конкретный автомобиль. В результате сборки узлов с серийными номерами программа допускает получения себестоимости автомобиля. Если на производстве заменить узел, который ставится по спецификации, АРМ подскажет, что номер принадлежит другому автомобильному узлу — удостоверившись в правильности выбора, программа автоматически произведет замену и в расходах и в поддержке.
-
Разработан "АРМ Автоматическое списание ТМЦ". В АРМ ежедневно фиксируются материалы, ПКИ, узлы используемые для производства продукции с учетом введенных ресурсных спецификаций и разрешений на замену в текущем периоде. Все данные по использованным материалам накапливаются в течении дня. Каждую ночь вся информация по использованным материалам с учетом корректировок переносится в документы Этап производства и Производство без заказов. В случае наличия отрицательных остатков каждый диспетчер в АРМ видит их перечень, который необходимо отработать в течении следующего дня.
-
Автоматизировано планирование и исполнение МТР. Для выполнения плана выпуска автомобилей задействованные цеха должны сформировать распорядительные ведомости по потребностям, с информацией о количестве, сроках поставки, изготовления и доставки в цеховые кладовые комплектующих и полуфабрикатов, входящих в состав конечного изделия. Утвержденные распорядительные ведомости служат основанием для открытия заказов и формирования выпуска вспомогательными цехами. Состав одной модификации производимого автомобиля включает 25 000 деталей и комплектующих, создаваемые детали обрабатываются в 40 цехах. Ежемесячно открывается 4000 заказов только в цехах, отгружающих готовую продукцию заказчику.
Публикации о проекте
- Внедрение программного продукта "1С:Предприятие 8. ERP Управление предприятием 2" в АО "Автомобильный Завод "Урал"
- Внедрение программного продукта "1С:Документооборот КОРП" в АО "АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД "УРАЛ"
- Внедрение программного продукта "1С:Зарплата и управление персоналом 8. КОРП" в АО "Автомобильный завод УРАЛ"
Результаты проекта
-
Создана единая инфраструктура на базе "1С:ERP", интегрированная с "1С:Зарплата и управление персоналом ред.3.1" и "1С:Документооборот КОРП";
-
100% договоров из "1С:ERP" согласуются в "1С:Документооборот" с использованием бизнес-процессов;
-
Финансовый результат рассчитывается в срок. Закрытие месяца по регламентированному учету проходит не позднее 5 числа месяца, следующего за текущим, ко второму месяцу промышленной эксплуатации;
-
Обеспечено ведение раздельного учета ГОЗ;
-
Создана мастер-программа для ведения НСИ на базе "1С:ERP";
-
Реализовано ежемесячное позаказное формирование плана изготовления автомобилей и запчастей;
-
Реализовано ежедневное планирование, управление и формирование жесткой закладки конвейера на 5 дней с помощью АРМ "Управление закладкой";
-
Реализовано адресное списание узлов и агрегатов на автомобиль, которая дает точность отнесения расходов и прослеживаемость главных узлов автомобиля;
-
Розничный заказ клиента формируется в интернет-магазине с интегрированием в "1C:ERP".
Автомобильный завод "Урал" получил грант государственной программы целевого финансирования по проекту "Комплексное решение "Цифровой Урал". От западного ПО к отечественному".
При выполнении проекта в Автомобильном заводе "Урал" существенный объем работ выполнен собственной ИТ-службой Заказчика.
-
1С:ERP Управление предприятием
:
- Регламентированный учет
- НСИ и администрирование
- Внеоборотные активы
- Управление финансами и бюджетирование
- Казначейство
- Управление производством
- Управление складом и запасами
- Управление закупками
- Управление продажами
- Международный финансовый учет
-
1С:Документооборот КОРП
:
- Документы и файлы
- Совместная работа
- Нормативно-справочная информация
- Управление процессами
- Настройка и администрирование
- Сервер внешнего документооборота
-
1С:Зарплата и управление персоналом КОРП
:
- Кадры
- Зарплата
- Выплаты
- Налоги и взносы
- Отчетность, справки
- Настройки и администрирование
-
1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия
:
- Управление услугами
- Управление инцидентами и запросами
Архитектура решения и масштаб проекта
Сложность проекта заключалась в отказе от сильно кастомизированного ПО "1С:УПП". Ввод НСИ выполнялся в нескольких программах. В качестве мастер-программ для учета НСИ использовались сторонние программы и УПП.
Выполнены работы по нормализации и выгрузки информации в "1С:ERP". В процессе выгрузки устранены дубли справочников, договоров, контрагентов. Оптимизированы справочники: структура предприятия, статьи расходов и доходов с учетом требований АЗ Урал.
В ходе проведенной опытной эксплуатации время расчета себестоимости не удовлетворяло требованиям регламента закрытия, после чего с помощью методологической проработки изменены способы формирования затрат и базы распределения и среднее время расчета себестоимости в базе по регламентированному учету составило 2 часа, что соответствует требованиям оперативного закрытия месяца.
На этапе автоматизации конвейерного производства использовались экспертные услуги ЦКТП и "1С:Корпоративный инструментальный пакет" для получения оптимального соотношения скорости формирования производственных планов с учетом требуемой детализации аналитик планирования.