- Закупки, снабжение и управление отношениями с поставщиками
- Технология: Цифровая экономика и "Индустрия 4.0"
Цели проекта
- Исключение простоев производства из-за отсутствия материалов и комплектующих за счет оперативной оценки текущий потребностей предприятия
- Минимизация остатков ТМЦ за счет учета наличествующих запасов и поставляемых товаров
- Цифровизация процессов документооборота закупок
В рамках проекта создания цифрового МТО должны были быть выполнены следующие требования заказчика:
- Онлайн сбор потребностей производства из различных источников (план, заказы на производство, страховые запасы).
- Возможность ручной корректировки потребности.
- Автоматизированное динамическое распределение возможного обеспечения (свободные складские запасы, поставки, ожидаемые от поставщиков, открытые договоры) по потребностям с учетом назначений (ГОЗы).
- Оптимизация закупки с применением имеющихся ресурсов предприятия с учетом аналогов и замен.
- Мониторинг состояния обеспечения производства в течение всего жизненного цикла потребности (от возникновения до выдачи в производство).
- Документооборот согласования закупок для принятия решений в контрольных точках процесса обеспечения.
- Автоматизированный контроль и прогнозирование срыва обеспечения потребностей.
- Автоматизированная передача прогнозных сроков обеспечения в подсистему планирования производства
- Организация непрерывного процесса управления закупочной деятельностью в системе АС ФЗД.
- Интерфейс передачи сводных аналитических данных в информационную систему управляющей компании холдинга "Вертолеты России".
Ситуация до внедрения
АО "Редуктор-ПМ" – одно из крупнейших в России предприятий, специализирующихся на производстве и послепродажном обслуживании вертолетных редукторов и трансмиссий.
Предприятие выпускает, ремонтирует и обслуживает главные редукторы и агрегаты трансмиссий вертолетов серии Ми-8/17, Ми-26(Т), Ми-28Н "Ночной охотник" и "Ансат".
На момент начала проекта цифровизации процессов материально-технического обеспечения (закупок) на предприятии уже была внедрена система 1С:ERP, но в своём типовом функционале программа не имела комплексных средств для управления процессами МТО в ситуации, когда завод входит в состав холдинга и требуется согласовывать потребности закупок с бюджетами, утвержденными в управляющей компании. Были необходимы новые документы, которые позволили бы автоматизировать процесс согласования потребностей в закупках, а также удобные автоматизированные рабочие места в закупках для обработки информации о текущем состоянии обеспечения тех или иных потребностей.
Уникальность и инновационность проекта
Проект цифрового МТО является продолжение механизма динамического планирования в производстве – то есть минимизирует работу человека с системой до тех действий, которые действительно требуют внимания и присутствия специалиста.
Все контрольные точки МТО генерируются и отслеживаются системой автоматически на основании первичных документов, которые вводятся в программу.
Для контроля над ходом МТО для типовой системы 1С:ERP были созданы следующие специализированные объекты:
АРМ "Планирование закупок"
Это рабочее место ответственного специалиста службы снабжения, в котором он видит консолидированную информацию о потребностях в обеспечении, а также отслеживает ход работ по закупкам.
Из этого рабочего места он может создавать необходимые документы – например заявки на закупку и отправлять их на согласование ответственным лицам, а также контролировать ход процесса согласования.
Документ "Принятие потребности к обеспечению"
Документ предназначен для отслеживания факта запуска процесса МТО ответственным сотрудником. Документ может создаваться вручную или генерироваться системой автоматически – в этом случае система по заданному алгоритму распределяет потребности по ответственным менеджерам и документ служит напоминанием для сотрудника.
Также по документу может отслеживаться время обработки потребности специалистом службы снабжения.
Документ "Заявка на закупку"
Документ предназначен для согласования новой закупки внутри предприятия, а также запуска процесса согласования в управляющей компании.
Документ может быть интегрирован с системой АС ФЗД, которая используется в холдинге "Ростех" для контроля за финансово-закупочной деятельностью предприятий холдинга.
Документ "Спецификация к договору"
Документ расширяет функциональность типового справочника "Договоры" системы 1С:ERP – в нем содержится информация об объемах ТМЦ, которые поставщик обязался поставить по договору.
Спецификация к договору также может передаваться в систему АС ФЗД для централизованного управления процессами закупок холдинга "Ростех".
Также для расширенного контроля за процессами закупок был создан набор отчетов, наиболее интересные из них следующие:
Анализ сроков обеспечения потребностей
Отчёт содержит информацию о том, какая часть потребностей обеспечена в срок, а где присутствуют срывы в обеспечении – товар приедет позже, чем требуется.
Избыточное обеспечение
Отчёт показывает ресурсы, которые присутствуют в избыточном количестве относительно текущих потребностей.
История изменения потребностей производства
Отчёт поможет разобраться в причинах проблем в закупках – как часто меняются потребности в обеспечении – это важно, когда изменения проводятся задним числом.
Публикации о проекте
Дополнительная информация к описанию проекта
После того как инструментарий цифрового МТО прошел процесс апробации на АО "Редуктор-ПМ", его дальнейший возможный тираж рассматривается в холдинге "Вертолеты России".
Результаты проекта
Служба снабжения получила современный инструмент, который позволяет своевременно отслеживать все новые потребности в обеспечении производства необходимыми материалами и комплектующими – это позволяет исключить риск простоев предприятия и повышает скорость и эффективность работы завода в целом.
Были достигнуты все заявлены цели по созданию цифрового МТО для предприятия.
Общая схема интеграции процессов управления закупками в рабочие процессы предприятия выглядит на данный момент следующим образом:
-
1С:ERP Управление предприятием
:
- Управление закупками
Архитектура решения и масштаб проекта
Процесс цифрового МТО на предприятии стартует в тот момент, когда случается одно из следующих событий:
- Изменился план сбыта или утвержденный план производства предприятия
- Создан новый заказ на производство
- Созданы новые нормы страховых запасов для критичных для производства товарно-материальных ценностей
- Актуализированы производственные нормативы
Цифровое МТО разбивает все потребности предприятия на текущие и перспективные:
- Перспективные потребности – это потенциальные заказы клиентов, по которым еще нет заключенного договора и точного понимания сроков, когда продукция должна быть выпущена –ведутся предварительные переговоры с заказчиками. Но из-за длительного цикла закупок некоторых позиций материалов и комплектующих, служба снабжения должна оперативно отслеживать ход таких переговоров для того, чтобы своевременно заключить договоры с поставщиками и осуществить закупку таких длинно-цикловых артикулов.
- Текущие потребности включают в себя потребности в закупках ТМЦ под утвержденный план производства, а также пополнение страховых запасов критичных ТМЦ. К критичным ТМЦ относятся артикула комплектующих и материалов, которые всегда должны быть в наличии на предприятии для того, чтобы исключить простои производства, вызванные какими-то срочными заказами или изменением в нормативах производства.
Для контроля за ходом работ в МТО были определены следующие контрольные точки в процессах снабжения:
- Новая потребность – появилась новая потребность в обеспечении, которая не покрывается текущими запасами и пока не включена в текущие планы закупок.
- Назначен ответственный исполнитель – по потребности назначен ответственный исполнитель (сотрудник службы снабжения), который будет осуществлять закупки по данной потребности.
- Сформирована новая заявка на закупку – ответственный исполнитель оформил заявку на закупку по потребности. Документ отправлен на согласование внутри предприятия и с представителями управляющей компании холдинга.
- Проводятся закупочные процедуры – контрольная точка генерируется системой в том случае, если по согласованной заявке на закупку нет подходящего договора с поставщиком и требуется провести конкурс на поставку товара.
- Заключен договор – конкурс проведен, поставщик выбран и товар доступен для закупки.
- Оформлен заказ поставщику – в системе создан заказ поставщику, и поставщик подтвердил сроки поставки товара.
- Товар поступил на склад и стал в резерв – товар поступил от поставщика и прошел входной контроль, а также зарезервирован для дальнейшей передачи в производство.
- Товар передан в производство – потребность в обеспечении закрыта.