- Комплексное управление ресурсами предприятия (ERP)
- Бухгалтерский и налоговый учет
- Зарплата, управление персоналом и кадровый учет (HRM)
- Управление жизненным циклом изделия (PLM/PDM)
- Оперативное управление производством (MES)
- Управление нормативно-справочной информацией (MDM)
- Управление ремонтами (EAM)
Цели проекта
Акционерное общество «123 авиационный ремонтный завод» (АО «123 АРЗ») имеет 75-летнюю историю и является в своем роде уникальным предприятием России, осуществляющим полный цикл ремонта самолёта, всех его систем и двигателей. Предприятие выполняет ремонт и техническое обслуживание воздушных судов ИЛ-76, ИЛ-78, Л-410 УВП-ЭЗ.
Проект автоматизации данного предприятия имел следующие цели:
- Комплексный учет и подготовка отчетности по выполнению государственного оборонного заказа в соответствии с требованиями законодательства РФ (200-й Приказ, 275-ФЗ, 47-е Постановление).
- Создание современной единой корпоративной информационной системы, обеспечивающей единую точку доступа и управления системами документации, используемыми в организации, организационно-распорядительной, плановой, кадровой, технологической, проектноконструкторской, бухгалтерской и налоговой, включая элементы управленческого учета.
- Планирование деятельности предприятия.
Ситуация до внедрения
На момент запуска проекта в 2016 году на предприятии использовались следующие программы:
- 1С:Бухгалтерия 3.0.
- Респект: Учет путевых листов и ГСМ.
- 1С:Зарплата и кадры 7.7.
- Система для ведения базы данных нормативов (на платформе «1С:Предприятие 7.7»).
- Система складского учета (на платформе «1С:Предприятие 7.7»).
- Система планирования ремонтов оборудования (на платформе « 1С:Предприятие 7.7»).
- Система ценообразования для отчета по ГОЗ (на платформе «1С:Предприятие 7.7»).
Из-за отсутствия единой системы учета не было возможности автоматически сформировать бухгалтерскую и налоговую отчетность предприятия — требовалась масса ручных обработок, одна и та же информация вводилась в разные системы многократно. При таком подходе существовал значительный риск допущения ошибок в учете и отчетности.
Управленческий учет и планирование работы предприятия велся полностью вручную — данные собирались и обрабатывались в Excel, со всеми сопутствующими проблемами: высокой трудоемкостью, низкой оперативностью предоставления информации, неактуальностью данных. Не было возможности вести учет работы по госконтрактам так, как этого требует законодательство РФ.
Уникальность и инновационность проекта
Специфика авиаремонтного производства
Современная авиатехника состоит из тысяч агрегатов, сотен тысяч узлов и миллионов различных деталей. Каждый элемент самолета должен соответствовать строгим стандартам качества, для того чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию этой техники.
Аналогичные требования накладываются и на систему автоматизации, которая будет использоваться на предприятии, участвующем в создании или обслуживании летной техники: она должна оперативно обрабатывать большие массивы данных, рабочие места должны быть максимально удобны для пользователей, для того чтобы не отвлекать их от основной работы. Система должны предоставлять всю необходимую информацию для принятия грамотных управленческих решений.
В рамках этой задачи был доработан типовой функционал «1C:ERP», чтобы он соответствовал предъявленным требованиям. Доработки коснулись следующих подсистем:
1. Ведение нормативно-справочной информации производства:
a. Был разработан собственный справочник для хранения сервисной структуры изделия. Данная структура описывает летательный аппарат с точки зрения работы ремонтного предприятия — какие узлы и агрегаты самолета могут обслуживаться и ремонтироваться, их иерархия. Эта структура служит основой для всех остальных производственных документов, а также используется как аналитика для распределения производственных затрат.
b. Созданы классификаторы видов ремонтов и сервисных мероприятий. Эксплуатация самолета требует различных ремонтных мероприятий, которые зависят от показателей наработки агрегатов и узлов летательного аппарата. Эта информация строго регламентирована и зависит от конкретной модели и серии авиатехники.
с. Создан каталог запчастей. Этот объект описывает взаимосвязь между покупными материалами, деталями, изделиями и агрегатами и узлами сервисной структуры самолета. Здесь указано, какую номенклатуру разрешено использовать в работе предприятия.
d. Создан справочник комплектов запчастей. Он описывает номенклатуру и количество необходимых запчастей и материалов, участвующих в процессе проведения того или иного вида ремонта, и которые необходимо иметь на складе предприятия.
е. Создан справочник технологических карт. Он описывает необходимые виды работ и их объем, при различных стадиях проведения того или иного вида ремонтов.
2. Производственный учет:
а. Переписан механизм формирования производственных документов. Так как в момент начала ремонта еще непонятен точный объем необходимых работ и конечная потребность в материальном обеспечении, требуется итеративное создание производственных заказов — по мере проведения дефектации авиатехники и выявления отклонений. Под эту задачу в программе были созданы необходимые рабочие места и инструменты, они взаимодействуют с новыми справочниками и стандартными объектами конфигурации.
b. Доработан стандартный механизм распределения затрат, так чтобы они распределялись точно в соответствии с производственными заказами.
З. Складской учет:
Создан механизм забалансового учета агрегатов, узлов и деталей, демонтированных с самолета в процессе ремонтных работ. Учитывается поступление ТМЦ на хранение, перемещение между местами хранения, установка в момент завершения ремонта.
4. Планирование:
При планировании закупок для взаимодействия новых справочников и стандартных механизмов конфигурации потребовались определенные доработки — заполнение ресурсных спецификаций (которые используются при планировании) по комплектам запчастей и техкартам.
Такой большой объем доработок также связан с тем, что проект был запущен в тот момент, когда актуальной версией конфигурации «1C:ERP» была версия 2.1, которая не имела необходимого функционала — например, отсутствовала возможность дополнять производственные заказы в процессе работы над ними.
Отсутствие «оцифрованной» конструкторской, технологической и сервисной структуры изделия
На данный момент у большинства промышленных предприятий России, к сожалению, отсутствует электронная структура изделия. Авиаремонтные заводы не являются здесь исключением.
В процессе работы над проектом пришлось не только создавать необходимые технические решения для хранения этой информации, но и проводить консалтингово-организационную работу — по разработке и внедрению новых регламентов работы на предприятии. С учетом масштаба предприятия — это была достаточно сложная и ресурсоемкая задача.
Благодаря этому проекту, на предприятии теперь фактически внедрена и эксплуатируется PDM-система на базе 1C:ERP.
Требования законодательства РФ по учету на предприятиях, участвующих в выполнение гособоронзаказа
АО «123 АРЗ» участвует в выполнении гособоронзаказа, учет должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации для подобных предприятий (Приказа Минпромэнерго России N 200 от 23.08.2006 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» (далее — «200-ый приказ»), Закона от 29.12.2012 №275 «О государственном оборонном заказе» (далее — «27543»), Постановления Правительства РФ №47 от 19.01.1998 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — «47-ое постановление»). Основное требование этих нормативно-правовых актов — полностью прозрачный комплексный учет затрат и денежных потоков в привязке к выполняемым предприятием госконтрактам. Проект выполнен с учетом всех этих требований.
Публикации о проекте
Результаты проекта
1. Значительно снижены трудозатраты на сопровождение учета — создана единая информационная система предприятия.
2. Выросла оперативность и достоверность учетных данных - информация вводится на местах её возникновения и не требует дополнительной ручной обработки.
3. Выросла исполнительская дисциплина — программа позволяет контролировать реальные рабочие процессы предприятия в режиме on-line.
4. Учетные процедуры приведены в соответствие с требованиями законодательства для предприятий, участвующих в выполнении гособоронзаказа.
Количество автоматизированных рабочих мест: 300
-
1С:ERP Управление предприятием
:
- Управление производством
- Управление закупками
- Складская логистика
- Управление НСИ
- Бухгалтерский и налоговый учет
- Управление персоналом
- Расчет заработной платы
- Управление продажами
- Управление затратами
Архитектура решения и масштаб проекта
На предприятии сейчас внедрены следующие функциональные блоки в «1C:ERP»:
- Управление продажами.
- Управление закупками и складской учет.
- Управление нормативно-справочной информацией (фактически разработана и внедрена PDM-система ремонтов).
- Оперативный учет на производстве.
- Учет затрат и расчет себестоимости.
- Бухгалтерский учет и налоговый учет.
- Кадровый учет.
- Расчет заработной платы.
Всего на предприятии автоматизировано 300 рабочих мест. Постоянно в информационной системе находится порядка 150 пользователей.
Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование
Несмотря на масштаб проекта, за счет оптимизации производительности 1С:ERP, предприятию не потребовалось приобретать чрезвычайно дорогое оборудование.
Сервер приложений: 2 процессора E5-2687Wv4 по 12 ядер, 256 Гб ОЗУ, 800GB NVMe SSDx2, CentOS Linux 7.4
Сервер базы данных: 2 процессора E5-2687Wv4 по 12 ядер, 256 Гб ОЗУ, 800GB NVMe SSDx2, NVDMM 16Gb, CentOS Linux 7.4, СУБД PostgresPro 9.6
Рабочие места: процессор Intel В, 4 Гб ОЗУ.