- Управленческий и финансовый учет (FRP)
- Зарплата, управление персоналом и кадровый учет (HRM)
- Управление торговлей
Цели проекта
Цели проекта:
- минимизировать дебиторскую задолженность;
- минимизировать ошибки при расчете вознаграждения преподавателям;
- минимизировать количество используемых помещений;
- обеспечить бюджетирование с погрешностью планирования не более 5%;
- повысить производительность труда.
- создать единую и надежную информационную систему вместо разрозненных баз данных, автоматизировать с ее помощью процессы и операции:
- автоматизировать планирование и учет взаиморасчетов с каждым учащимся;
- автоматизировать планирование учебного процесса и составление расписания;
- автоматизировать учет проведенных занятий и успеваемости;
- автоматизировать планирование и расчет вознаграждения профессорско-преподавательского состава;
- автоматизировать учет движения контингента;
- автоматизировать операции регламентированного учета, в том числе подготовки первичных документов (договора, акты, квитанции);
- автоматизировать казначейство;
- автоматизировать раздельный учет финансового результата в разрезе подразделений (ЦФО), продуктов (учебных программ) и учебных групп вместо котлового учета;
- обеспечить быстрый доступ к информации и отсутствие двойного ввода данных;
- повысить информационную грамотность сотрудников.
Ситуация до внедрения
Информационные системы и автоматизация.
- База "BaseDoc" на Access содержала данные об оплате учащихся до 31.12.2017.
- База "Учащиеся" на Access содержала данные о статусе учащихся;
- База "Расписаниие ШБ" на Access содержала данные о расписании занятий по одному подразделению;
- База "Преподаватели" на Access содержала данные о преподавателях, необходимые для подготовки актов;
- В системе "1С:Комплексная автоматизация" был автоматизирован регламентированный бухгалтерский и кадровый учет, расчет зарплаты. Система содержит данные о взаиморасчетах с учащимися после 01.01.2018.
В файлах в формате Word хранились данные:
- графики оплаты учащихся;
- предоставленные учащимся скидки;
- статусы учащихся.
В файлах в формате Excel хранились данные:
- успеваемость студентов;
- расписание;
- кассовый план;
- бюджеты.
Вуз предпринял попытку внедрения дорогостоящей немецкой информационной системы. Проект оказался неудачным. На момент старта проекта немецкая система не использовалась.
Связанные проблемы
- Повышенная дебиторская задолженность. Для выявления задолженности необходимо учитывать данные: статус учащегося (учится, отчислен, в академическом отпуске), график оплаты согласно договорам, доп.соглашениям и предоставленным скидкам (дата оплаты - сумма оплаты), поступление оплаты (4 способа поступления) и возвраты. Так как эта информация содержалась в разных несвязанных источниках, то ответственным сотрудникам сложно было ее выявить и потребовать от учащегося оплаты.
- Излишнее начисление выручки и оплата налогов. Выручка по учащимся рассчитывалась ежемесячно. Так как статусы некоторых учащихся были неизвестны, то выручка начислялась и налоги платились, в том числе, по отчисленным учащимся.
- Переплата преподавателям за не проведенные занятия. Учет фактически проведенных занятий велся не системно. Не контролировалось соответствие проведенных занятий учебному плану, начисленной выручке по учащимся.
- Простой помещений. В результате неоптимально составленного расписания некоторые помещения были заняты минимальное время. Но это не позволяло сдать помещение в аренду.
- Риски возникновения кассовых разрывов. Составление и ведение кассового плана осуществлялось в Excel, что приводило к ошибкам.
- Повышенные трудозатраты при планировании, учете и подготовке отчетности.
- Руководство не имело оперативный доступ к полной и актуальной информации.
Уникальность и инновационность проекта
Особенности вуза
Институт МИРБИС основан в 1988 г. Это первая в России независимая частная бизнес-школа для подготовки кадров по квалификации MBA, основана в рамках межправительственного соглашения СССР и Италии Институт является №3 среди бизнес-школ России (EDUNIVERSAL, 2014) и №2 среди MBA России (Известия). Также вуз осуществляет подготовку по программам высшего и дополнительного профессионального образования.
99% выручки вуза - поступление по договорам на обучение от физических лиц и компаний. Это существенно отличается МИРБИС от бюджетных вузов. Учет в МИРБИС соответствует учету в коммерческих организациях.
В МИРБИС есть следующие особенности ведения учета:
- индивидуальные графики оплаты обучения;
- дополнительные соглашения по обучению;
- 3х сторонние договора на обучение (несколько плательщиков);
- учет скидок на образование;
- выручка по договорам на обучение начисляется ежемесячно;
- 99% учащихся с полным возмещением затрат;
- раздельный учет затрат по источникам финансирования.
МИРБИС работает с бюджетом доходов и расходов и бюджетом движения денежных средств, а не с планом финансово-хозяйственной деятельностью как бюджетные вузы.
Поэтому МИРБИС для регламентированного учета использует не решения для бюджетных учреждений, а "1С:Комплексная автоматизация 2".
Уникальность созданной системы
Функционал "1С:Университет Проф" не полностью удовлетворяет потребностям вуза. В рамках проекта был создан и внедрен функционал:
- планирование и контроль взаиморасчетов по договорам на обучение с учетом графика оплат, дополнительных соглашений, скидок, трех способов поступления оплаты, возвратов;
- расчет выручки по договорам на обучение;
- расчет вознаграждения преподавателей по факту проведенных занятий и прочих показателей;
- интеграция с "1С:Комплексная автоматизация 2".
Условия, в которых стартовал проект.
У заказчика был неудачный опыт внедрения немецкой информационной системы по водопадной модели. Заказчик не был готов выделить сотрудников с загрузкой на проекте более 20% времени.
Особенности управления проектом.
Проект выполнялся с учетом комбинации технологий "1С:ТБС" и "1С:ТКВ".
Принципы выполнения проекта::
- Agilе подход, готовность к изменениям;
- внимание на качество;
- доработка функционала параллельно с вводом данных.
Функционал внедрялся блоками в рамках подпроектов. В каждом подпроекте выделялись фазы:
- Подготовка попдроекта (сбор требований путем моделирования).
- Проектирование (разработка проектных решений).
- Реализация (разработка и настройка).
- Подготовка к опытной эксплуатации (инструкции, обучение, тестирование).
- Опытно-промышленная эксплуатация.
Для управления коммуникациями использовались:
- тематические чаты whatsapp для оперативной коммуникации;
- zoom для проведения еженедельных совещаний;
- teamviewer для доступа к рабочему столу пользователей;
- 1С:Документооборот для планирования проекта, учета задач и трудозатрат.
Для работы с документами использовались:
- гугл диск для хранения всех материалов;
- гугл документы для совместной разработки и согласования документов.
Проектная документация, разработанная в рамках проекта
- протоколы еженедельных совещаний;
- проектные решения;
- регламенты разработки и обновления системы;
- реестры изменений;
- (видео) инструкции.
Публикации о проекте
Результаты проекта
В рамках проекта выполнены задачи:
- создана и внедрена многокомпонентная информационная система на базе "1С:Университет Проф" и "1С:Комплексная автоматизация 2";
- учет ведется в этих системах, произошел отказ от исторических разрозненных систем и файлов;
- в системе автоматизированы запланированные бизнес-процессы, в частности планирование и учет взаиморасчетов, учет учащихся, их движения и успеваемости, планирование и расчет вознаграждения профессорско-преподавательского состава и т.д.;
- минимизирован двойной ввод данных;
- руководители получили доступ к точной и актуальной информации.
Достигнуты цели проекта:
- минимизирована дебиторская задолженность. С помощью объединенных данных и самописного отчета “Реестр взаиморасчетов” были выявлены должники, с ними проведена работа. Дебиторская задолженность погашена;
- минимизированы ошибки при расчете вознаграждения преподавателям. Теперь расчет производится централизованно по одним и тем же правилам и проверенным данным из системы;
- автоматизирована работа с бюджетом движения денежных средств, автоматизирован контроль финансовой дисциплины;
- минимизированы рутинные операции по учету и отчетности.
Планы по дальнейшей автоматизации. Идет внедрение следующего функционала:
- приемная кампания;
- составление расписания;
- электронное согласование документов;
- работа с бюджетом доходов и расходов.
Параллельно в вузе выполнялись смежные ИТ проекты:
- модернизация серверного оборудования;
- перевод части сервисов в облако;
- стандартизация и регламентирование ИТ услуг;
- внедрение CRM.
-
1С:Комплексная автоматизация
:
- Бухгалтерский учет
- Налоговый учет
- Бюджетирование
- Управление персоналом
-
1С:Университет
:
- Управление контингентом
- Взаиморасчеты
- Планирование учебного процесса
Архитектура решения и масштаб проекта
Информационные системы и их назначение
"1С:Комплексная автоматизация 2":
- регламентированный учет (бухгалтерский, налоговый, кадровый);
- учет взаиморасчетов по договорам обучения и преподавателями;
- начисление зарплаты (в т.ч. вознаграждения ГПХ, ИП);
- казначейство;
- бюджетирование.
"1С:Университет Проф":
- печать первичных документов (договора, квитанции, акты, приказы по учащимся);
- планирование и контроль взаиморасчетов по договорам обучения;
- учет учащихся (в т.ч. движение учащихся);
- планирование учебного процесса;
- учет факта проведения занятий и успеваемости;
- расчет вознаграждения преподавателей с учетом факта проведения занятий.
"1С:Автоматизированное составление расписания" (планируется внедрение):
-
составление расписания;
"1С:Документооборот":
- учет документов;
- согласование документов;
- файловое хранилище.
Мастер-данные
В информационных системах однократно вводятся следующие данные.
"1С:Университет Проф":
- физические лица;
- контрагенты (заказчики и преподаватели - ИП и ГПХ);
- договоры (с заказчиками и преподавателями);
- графики оплаты по договорам на обучение;
- группы учащихся;
- выручка по договорам на обучение (рассчитывается алгоритмом и передается в 1С:Комплексная автоматизация 2);
- вознаграждение преподавателей (рассчитывается алгоритмом и передается в 1С:Комплексная автоматизация 2).
"1С:Комплексная автоматизация 2"
- подразделения;
- поступление и возврат оплаты.
Интеграция систем
Посредством планов обмена выполняется миграция данных:
- Из "1С:Университет Проф" в "1С:Комплексная автоматизация 2" передается НСИ - контрагенты, договоры, группы учащихся.
- Из "1С:Университет Проф" в "1С:Комплексная автоматизация 2" передаются данные о начисленной выручке по договорам на обучение -- один документ с расчетом в "1С:Университет Проф" передается как отдельные документы “Реализация” по каждому договору на обучение.
- Из "1С:Университет Проф" в "1С:Комплексная автоматизация 2" передается рассчитанное вознаграждение преподавателей - один документ с расчетом в "1С:Университет Проф" передается как отдельные документы “Поступление” или “Начисление” по каждому преподавателю.
- Из "1С:Комплексная автоматизация 2" в "1С:Университет Проф" передаются данные об оплатах и возвратах по договорам.
- Из "1С:Университет Проф" в "1С:Автоматизированное составление расписания" будут передаваться данные о распределенной нагрузке и НСИ.
Посредством библиотеки интеграции документооборота будут интегрированы "1С:Комплексная автоматизация 2" и "1С:Документооборот" для согласования заявок на расходование денежных средств (аналогичного сводного документа).