- Документооборот (ECM)
- Закупки, снабжение и управление отношениями с поставщиками
- Управление информационными технологиями (ITIL)
- Управление ремонтами (EAM)
- Управление имуществом
- Охрана труда и окружающей среды, безопасность (EHS)
- Технология: Оригинальная разработка на платформе 1С:Предприятие
Цели проекта
- Повышение качества взаимодействия береговых служб и экипажей судов.
- Подготовка инструментов оцифровки каталогов судового оборудования, регламентов их ремонта и обслуживания.
- Учет и анализ состояния судового оборудования, накопление его технической истории.
- Планирование и отражение фактического технического обслуживания и ремонтов.
- Обеспечение своевременного ремонта и обслуживания судового оборудования в соответствии с регламентами производителей и внутренними стандартами компании.
- Формирование в информационной системе потребности в закупках для обеспечения ремонтов и технического обслуживания судов.
- Своевременное судовое снабжение сменно-запасными частями и материалами для проведения ремонтов.
Ситуация до внедрения
АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (АО «Волга-флот») - одна из крупнейших судоходных компаний РФ, выполняющая грузовые перевозки на внутренних водных путях, в сообщении «река-море» и международных морских направлениях.
В навигацию работают более 250 судов сухогрузного и танкерного флота. География деятельности - территории Северо-Западного, Центрального, Волжского, Азово-Донского, Камского и Бельского бассейнов с выходом в прибрежные воды Балтийского, Черного, Каспийского морей. Основные грузопотоки включают морские порты Европы, Ближнего Востока, северной Африки, Каспия.
Транспортный комплекс АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» включает в себя:
- 30 танкеров,
- более 50 речных сухогрузов,
- 57 морских сухогрузов,
- 20 буксиров-толкачей,
- 62 несамоходные единицы
суммарным дедвейтом свыше 1,3 млн тонн.
До начала проекта в компании АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» начался процесс трансформации бизнес-процессов. Начался масштабный проект по созданию единой информационной среды оперативного учета (ЕИС) на базе 1С:ERP с уникальной отраслевой подсистемой на платформе «1С:Предприятие 8». После завершения первого этапа проекта встал вопрос о необходимости развития системы в части управления техническим обслуживанием и снабжения судов. Имеющиеся в компании системы нуждались в унификации и не отвечали современным требованиям технического менеджмента судов. Кроме того, появилась необходимость повышения эффективности взаимодействия экипажей и береговых служб.
Уникальность и инновационность проекта
Развитие отраслевого решения «Судовой модуль»
Существенное развитие в ходе проекта получило оригинальное решение на платформе «1С» - «Судовой модуль». Решение позволяет поддерживать постоянную связь между судами и береговыми службами даже с учетом недосягаемости наземных сетей связи во время рейсов. Экипаж судна может в автономном режиме регистрировать события на борту, передавать информацию, вести учет ТМЦ, планировать ремонтные работы, а также получать от береговых служб распоряжения, сведения об исполнении заявок на снабжение и другое.
Новый отраслевой блок Управления судовой безопасностью (СУБ)
Соблюдение национальных и международных стандартов безопасности - важная часть работы судоходной компании. Решение помогает обеспечить безопасность экипажей, окружающей среды и безаварийную эксплуатацию судов. Для усиления контроля за исполнением СУБ, для повышения качества и оперативности обмена информацией (между судами и береговыми службами) был разработан одноименный блок функционала, который позволяет:
- вести учет и контролировать сроки действия судовых документов (сертификатов и свидетельств);
- составлять и контролировать план-графики мероприятий системы управления безопасностью (учений, тревог, проверок);
- регистрировать результаты проведения внутренних и внешних аудитов (проверок);
- совместно с береговыми службами контролировать исполнение выявленных несоответствий (замечаний);
- вести доклад с судна по установленной форме о выявленных технических недостатках, о состоянии безопасности, об инцидентах на борту;
- вести электронный архив документации СУБ и обеспечивать доступ к их актуальным редакциям на судах, контролировать своевременное получение судами выпущенных корректур;
- вести обмен приказами, циркулярами и другими сообщениями с береговыми службами.
Инфо-окна (дашборд)
Реализован удобный инструмент для визуализации показателей одновременно и в судовом и в береговом модуле индивидуально под задачи каждого сотрудника. Данный инструмент выполняет роль стартовой страницы: в максимально доступном виде привлекает внимание к поручениям, событиям и показателям, по которым необходима реакция экипажей, либо сотрудников береговых служб. В наглядном виде на одном экране обобщают важные задачи (поручения), события и показатели о жизнедеятельности судна. При необходимости позволяет открыть расшифровку каждого показателя, сэкономив время на поиске и настройке соответствующего отчета.
Масштаб организационный изменений
В период проекта произошли 3 серьезных организационных изменения:
- Завершилась трансформация организационной структуры управления и переход к целевой модели бизнес-процессов.
- Проведено объединение судоходных активов внутри Транспортного холдинга. Это привело к необходимости объединить учетные системы.
- Передача функций бухгалтерского учета, налогового учёта, кадрового администрирования и расчёт заработной платы на аутсорсинг.
Вышеприведенные изменения учитывались в ходе реализации проекта и поддерживались на уровне программного продукта.
Публикации о проекте
Результаты проекта
Проект охватил цифровизацию трех крупных процессов управления:
- Техническое обслуживание и ремонт судового оборудования,
- Судовое снабжение ТМЦ и услугами подрядчиков,
- Управление безопасностью судовождения.
Ключевые результаты проекта:
-
Минимизирован риск заказа неликвида за счет формирования заявок с привязкой к конкретному оборудованию
-
Снижен риск заказа некомплекта оборудования для проведение ремонтных работ за счет формирования заявок на поставку ТМЦ из технологической карты оборудования
-
Сокращено время на уточнение статуса заявки благодаря разработанному инфо-окну пользователя
-
Ремонтные работы и планирование поставок ТМЦ проводятся по графикам планово-предупредительных работ с учетом текущих наработок и проведенных ранее ремонтов. Исключено невыполнение сроков работ или их срывов, а также снижен риск потери информации при смене экипажей
-
Повышено качество выполнения ремонтных работ за счет создания технических карт и инструкций по ремонту.
-
Информация по судовым документам централизована и систематизирована, что гарантирует быстрый доступ.
-
Отчеты о прошедших внутренних или внешних проверках, а также несоответствия и замечания фиксируются в системе. Усилен контроль за сроками на их устранение.
-
Настроены оповещения о необходимости проведения освидетельствований и проверок.
-
Автоматизирована загрузка актуальных данных из Российского морского регистра судоходства.
Новая система прошла промышленную эксплуатацию на 4-х пилотных судах. Ведется тираж решения на весь флот компании.
Ожидаемые результаты проекта после окончания тиражирования:
- Сокращение непроизводительных простоев флота: в 2022 году - не выше 281 суток, 2023 году - не выше 187 суток, в 2024 году - не выше 94 суток.
- Сокращение затрат на сменно-запасные части в размере 103,4 млн руб за период 2022 года по 2026 год.
Алифанов Кирилл Андреевич, директор по информационным технологиям АО "Волга-флот":
"В итоге мы получили единую систему, которая позволяет содержать в актуальном порядке информацию о техническом состоянии и материально-техническом снабжении всех судов компании, осуществлять эффективный контроль и оперативное обеспечение, формировать отчетность с необходимой степенью детализации".
-
1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП
:
- Документооборот
- Закупки, снабжение и управление отношениями с поставщиками
- Управление ремонтами
- Управление информационными технологиями
- Управление имуществом
- Оригинальная разработка на базе 1С:Предприятие 8
- Охрана труда и окружающей среды, безопасность
Архитектура решения и масштаб проекта
Для реализации поставленных задач по созданию единой информационной системы в АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» был выбран программный продукт «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Главная особенность проекта - масштаб компании. Охват деятельности береговых подразделений и флота более чем в 200 судов, на каждом из которых развернут отдельный программный продукт – «Судовой модуль». Что обеспечивает эффективность взаимодействия экипажей и береговых служб.
Рисунок 1. Общая функциональная схема решения
«Судовой модуль» позволяет в автономном режиме регистрировать события на борту судна, вести учет ТМЦ, планировать и закрывать ремонтные работы. По мере инициации сеансов связи передавать информацию об этом в береговую систему. И, в свою очередь, получать от береговых служб циркуляры, распоряжения, сведения об исполнении своих заявок на снабжение и прочее. Судовой модуль разработан с участием плав.состава, имеет простой и понятный для экипажей интерфейс. Рассчитан на самостоятельную ежедневную работу членов экипажа. В редких случаях отсутствия связи судном в заграничных плаваниях, в период зимнего судоремонта (и отсутствия на судне экипажа), все операции за судно могут быть проведены в информационной системе сотрудниками береговых служб. При первом же сеансе связи с судном выполняется синхронизация между береговой и судовой системами, где будет обеспечена вся полнота информации.
Рисунок 2. Ключевые потоки данных
1. Регулирующие документы СУБ определяют случаи, обязывающие капитана и его помощников известить береговые службы о событиях и инцидентах на борту.
2. Технический недостаток может быть выявлен как в ходе проверки внешними и внутренними контролирующими органами, так и зарегистрирован на основании доклада экипажа.
3. Включение работ по устранению технического недостатка в план, определение потребности в запчастях, в помощи сервисных организаций.
4. По потребности в запчастях, расходных материалах составляется заявка на снабжение.
5. На основании нормативов ремонта и обслуживания оборудования формируется план-график ППР, который определяет: На каком судне? Когда? Для какого оборудования? Какие ремонты (с использованием каких запчастей) необходимо выполнить?
6. При отсутствии запчастей, расходных материалов для плановых работ составляется заявка на снабжение. Оперативно заявки формируются в Судовом модуле.
7. Технический бюджет учитывает потребности в запчастях, указанные в нормативах работ.
8. В техническом бюджете расходы по запчастям распределены по периодам в соответствии с графиком ППР.
9. Согласованную заявку принимает к исполнению менеджер отдела закупок. После проведения конкурсных закупок, выбранный поставщик в согласованном порту передает ТМЦ на судно.
10. В техническом бюджете отражает факт расходования средств и задолженность перед поставщиком.
11. Заказы на ремонт или изготовление уникальных позиций размещаются на заводах-исполнителях. При необходимости проводится передача подлежащего оборудования и его возврат на судно в новом качестве.
12. Факт поступления ТМЦ на судно проводится в учете, увеличивает складские запасы судна и учитывается для инвентаризации.
13. В момент отражения выполнения работ автоматически проводится списание фактически использованных запчасти и расходных материалов.
14. По заявкам на ремонт формируются акты, регистрирующие факт выполнения работ. Является одной из основных оперативных процедур в Судовом модуле.
Масштаб проекта:
- Длительность проекта - 18 месяцев.
- Команда проекта (со стороны исполнителя) - до 30 человек одновременно.
- Более 250 удаленных подразделений (теплоходов).
- Автоматизировано - 700 рабочих мест (АРМ).
- 10 справочников загруженных в систему.
- 170 обучающих видео-уроков общей длительностью более 15 часов.
- Трудозатраты проекта 28 594 человеко-часов.