- Управленческий и финансовый учет (FRP)
Цели проекта
Основными целями внедрения подсистемы "Бюджетирование" в Авиакомпании "Победа" являются:
1. Повышение качества данных Бюджета;
2. Снижение сроков подготовки Бюджета;
3. Снижение трудозатрат персонала на подготовку Бюджета:
Для достижения обозначенных целей были определены задачи проекта:
1. Повышение качества данных Бюджета:
- Разработать формы ввода данных инициаторов;
- Обеспечить однократное хранение исходных данных;
- Обеспечить версионирование Бюджета;
- Обеспечить автоматические контроли при вводе данных и формировании бюджетных форм;
2. Снижение сроков подготовки Бюджета:
- Обеспечить многопользовательский режим работы с Бюджетом;
- Обеспечить быстродействие системы при работе с Бюджетом;
3. Снижение трудозатрат персонала на подготовку Бюджета:
- Разработка автоматически заполняемых бюджетных форм в формате АК ПОБЕДА и ПСД АФЛ;
- Обеспечить прослеживаемость источников данных мастер-бюджетов;
- Обеспечить единую среду согласования Бюджета.
Ситуация до внедрения
ООО "Авиакомпания Победа" — российская бюджетная авиакомпания, дочернее предприятие группы "Аэрофлот — Российские авиалинии". Основана 16 сентября 2014 года. Суточный налёт самолётов авиакомпании в 2017 году был самым высоким в мире — 15—16 часов. В парке Авиакомпании 42 воздушных судна.
2. Пакет сбора данных (ПСД АФЛ) – в формате вышестоящей компании.
2. ПСД АФЛ - 30 форм, 25 аналитических разрезов.
Сбор данных и формирование Бюджета в Авиакомпании выполнялись с помощью MS Excel. В рамках бюджетной кампании выполнялся сбор данных от более чем 15 подразделений Авиакомпании, и формировалось до 5 версий бюджета. Из-за большого массива данных файлы Excel занимали большой объём, имели низкую скорость работы, а также были подвержены риску потери данных.
Согласование форм инициаторов и бюджетных форм выполнялся по электронной почте.
По итогам согласования бюджета в подсистему "Казначейство" 1С:Управление холдингом бюджетные лимиты переносились вручную, что занимало несколько часов.
- Дублированное хранение данных на разных листах бюджета в Excel;
- Наличие большого количества ссылок внутри бюджетного пакета приводило к ошибкам - съезжали ссылки, ячейки и пр.;
- Отсутствие версионирования бюджета;
- Большие трудозатраты для достижения сходимости баланса, т.к. источники были не прозрачны;
- Высокая сложность анализа мастер бюджетов, т.к. показатели не были раскрыты по первоисточникам;
- Невозможность работы и редактирования бюджета одновременно несколькими пользователями;
- Высокие требования к ПК персонала для открытия "тяжелых" файлов Excel;
- Риски невозможности работы в Excel в связи ростом количества данных (в 2022 году планировалось 20 ВС к приобретению);
- Задержки в согласовании бюджета из-за отсутствия системы согласования.
Уникальность и инновационность проекта
Уникальность проекта можно разделить на 2 аспекта:
- Методологический
В рамках проекта был полностью автоматизирован объемный и сложный процесс формирования бюджета Авиакомпании, который включает в себя:
- Маршрутная сеть;
- Объемы перевозок;
- План обновления парка воздушных судов;
- И др.
- Бюджет авиадоходов, в разрезе рейсов, видов доходов;
- Бюджет прочих доходов;
- Доходы маркетинговые;
- Доходы по фин.деятельности;
- И др.;
- Прямые расходы;
- Прочие расходы;
- Бюджет ФОТ;
- ФСБУ 25;
- И др.
- Технический
1. Разработан инструмент для сбора плановых данных, который позволяет интерактивно в системе без остановки работы настраивать структуру, состав, аналитические разрезы, алгоритмы заполнения, проведения и контроля собираемых данных.
Результаты проекта
Основным результатом автоматизации процесса бюджетирования в Авиакомпании является успешно проведенная бюджетная кампания 2024 г. в 1С:Управление холдингом.
На основании собранных в подразделениях данных, сотрудники финансовой службы успешно сформировали бюджетный пакет, в т.ч. сформировали мастер бюджеты, вышли на сходимость баланса.
За счет внедрения автоматических контролей вероятность ошибки персонала была минимизирована.
Были снижены трудозатраты на подготовку бюджетного пакета за счет:
1. исключения повторного ввода данных,
2. уменьшения времени на выполнение рутинных операций,
3. повышения прозрачности данных бюджетных форм.
Обеспечено версионирование бюджетного пакета, что позволило хранить историю изменения данных.
Обеспечено согласование данных в единой системе с сохранением истории.
-
1С:Управление холдингом
:
- Планирование и контроль
- Бюджетирование, отчетность и анализ
- Процессы и согласование
Архитектура решения и масштаб проекта
Решение построено на базе конфигурации 1С:Управление холдингом.
1. Внедрены подсистемы:
- Планирование и контроль;
- Бюджетирование, отчетность и анализ;
- Процессы и согласование;
2. Разработаны собственные модули:
- Модуль параметрических настроек бюджетной кампании;
- Модуль выгрузки пакета сбора данных в формате АФЛ;
Система реализована на трехуровневой архитектуре:
1. сервер баз данных (MS SQL),
2. сервер приложений 1С:Предприятие 8.3,
3. клиентская часть, в т.ч. толстый, тонкий и web-клиент.
Организованы среды:
1. Разработки – для разработки и отладки новой функциональности.
2. Тестирования – для проведения различных видов испытаний (функциональных, нагрузочных, приемо-сдаточных) на данных, приближенных к реальным.
3. Продуктивная – для промышленной эксплуатации.
Все среды размещены на виртуальных машинах.
Ввиду наличия жестких сроков проект выполнялся по гибридной методологии с использованием водопадной модели и Agile. Можно выделить основные этапы:
1. Обследование
- Проведение интервью;
- Выявление и описание функциональных разрывов;
- Разработка технических заданий и макетов бюджетных форм;
2. Разработка и тестирование;
3. ОПЭ;
4. ПЭ.
Для визуализации работы и управления потоком задач на проекте активно использовались доски канбан.
Разработано:
1. Документация:
- 43 Технических задания;
- 42 Макета отчетов;
- 67 Инструкций пользователя (38 - для инициаторов, 29 - для сотрудников финансовой службы)
2. 26 форм ввода инициаторов – документы для отражения плановых данных;
3. 56 видов отчетов, в т.ч. 84 бланка (Бюджет АК Победа);
4. 31 вид отчетов, в т.ч. 31 бланк (ПСД АФЛ);
5. 37 Аналитических отчетов;
Общее количество аналитических разрезов Бюджета АК Победа увеличено до 70, количество аналитических разрезов ПСД АФЛ сохранено на уровне 25.
Проведено обучение персонала: суммарно 25 сессий и 240 слушателей.