





- Бухгалтерский и налоговый учет
- Зарплата, управление персоналом и кадровый учет (HRM)
- Комплексное управление ресурсами предприятия (ERP)
- Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM)
- Управление ремонтами (EAM)
- Управление транспортом и транспортной логистикой (TMS)
- Управленческий и финансовый учет (FRP)

Цели проекта
- Экстренная миграция с зарубежных информационных систем Renault на платформу 1С
- Запуск производства, конвейера и технологическая независимость оборудования
- Автоматизация бизнес-процессов для повышения эффективности производства
Ситуация до внедрения
"Москвич" – легендарный отечественный бренд с почти 100-летней историей. С 1998 года производство развивалось в рамках совместного предприятия с компанией Renault. После решения Renault в марте 2022 года покинуть российский рынок Правительство Москвы приняло решение о переводе производственных мощностей завода на баланс города.
В мае 2022 года было принято решение о возрождении предприятия. Перед заводом "Москвич" появилась задача запуска нового модельного ряда и разработки современного, удобного и безопасного российского электромобиля на собственной платформе и отечественной компонентной базе. Было необходимо запустить крупноузловую сборку и одновременно подготовку к производству автомобилей на собственной платформе.
Все исторические информационные системы были отключены в декабре 2022 года. Перед предприятием встала задача экстренного ухода с иностранных информационных систем, что требовало построения единой комплексной системы управления предприятием на базе российских разработок в сжатые сроки.
Уникальность и инновационность проекта
В "МАЗ Москвич" выбрали трёхфазную стратегию миграции на отечественное ПО. В течение одного месяца проектная команда провела обследование, в рамках которого были проинтервьюированы сотрудники всех подразделений. Было собрано около 500 бизнес-требований, а само экспресс-обследование легло в основу технического задания по проекту. Был выявлен запрос на создание единой системы управления качеством автомобилей - особенно на этапах эксплуатации конечными потребителями. В сжатые сроки была проведена большая проектная работа – одновременно работы стартовали по всем доменам.
В первой фазе внедрили базовые модули "1С", включая финансовую систему. Аналогичная ситуация была с оборудованием на заводе, которое было отключено от иностранного ПО и приходилось восстанавливать его по крупицам, замещая отечественным ПО с параллельной доработкой функционала. Даже простые роботы все работали на программном управлении, которое интегрировано в Renault.
В рамках второй фазы проекта была проведена настройка и кастомизация системы в соответствии с собранными ранее требованиями. Одновременно проводилась интеграция с внедряемыми системами управления производством
В рамках третьей фазы проводилось развитие систем и стартовала их дальнейшая поддержка.
Публикации о проекте
- Экстренный переход на «1С». Завод «Москвич» мигрировал на российское ПО с систем, от которых его «отрубил» Renault
- Проект импортозамещения на МАЗ Москвич
- Внедрение ПП "1С:ERP" в АО МАЗ "Москвич"
- Автоматизация управления транспортной логистикой на МАЗ "Москвич"
- Внедрение "1С:Управление холдингом" на МАЗ "Москвич"
- Внедрение "1С:Зарплата и управление персоналом КОРП" в рамках комплексного проекта на МАЗ "Москвич"
- Управление обслуживанием оборудования в 1С:ТОИР КОРП в рамках комплексного проекта на МАЗ "Москвич"
Дополнительная информация к описанию проекта
Вопросы управления эффективностью и качеством производства, процессами логистики и дистрибуции стали одними из основных при цифровизации предприятия. Основными задачами проекта стали:
- Повышение прозрачности производственных процессов;
- Обеспечение качества и точности данных для учетных и складских процессов;
- Повышение уровня надежности и отказоустойчивости оборудования;
- Сбор и анализ требований бизнеса относительно функциональности систем в режиме крупноузловой сборки DKD;
- Автономный запуск контура оперативного управления производственными процессами и производственной логистикой. Обеспечение поддержки базовых критичных процессов DKD и прослеживаемости;
- Параллельный запуск ведения НСИ, подсистемы управления производством, оперативного учета запасов и регламентированного учета в системе 1C:ERP Управление предприятием. Обеспечение поддержки основных учетных функций;
- Интеграция с промышленным оборудованием: гайковерты, станции заправки тех. жидкостями, активации устройств и диагностики;
- Интеграция системы 1С:ERP и оперативного контура. Запуск сквозного процесса управления заказами от заказа клиента до отгрузки;
- Обеспечение поддержки качества продукции на производстве и других этапах жизненного цикла, включая управление проектами APQP и PPAP, управление несоответствиями и мероприятиями по улучшению качеством, послепродажное гарантийное обслуживание и рекламационную работу;
- Подготовка к переходу в режим мелкоузловой сборки CKD;
- Автоматизация процесса оперативного планирования производства и построения производственной последовательности;
- Поддержка процесса балансировки операционной трудоемкости и управления техпроцессом.
Результаты проекта
В рамках проекта осуществлен переход с иностранного ПО на российские импортонезависимые решения. Ядром новой технологической платформы стала система "1С:ERP Управление предприятием". При выборе программного обеспечения учитывался его максимальный и одновременно гибкий функциональный охват. Автоматизированы заявленные бизнес-процессы, все внедряемые системы введены в промышленную эксплуатацию и перешли в стадию развития.
В современных экономических реалиях проект имеет особое значение для всей автомобильной отрасли, потому что осуществлен процесс миграции с зарубежной ERP-системы на 1С:ERP с сохранением ключевого функционала. При этом производственные системы были уже запущены в эксплуатацию через 1,5 месяца после старта проекта, а базовый функционал ERP – через 3 месяца. Предприятие получило комплексное решение, которое охватывает все ключевые процессы завода: от планирования производства и управления оборудованием на конвейере до контроля качества и формирования систем сервиса и обработки заказов. ИТ-инфраструктура была полностью перенесена на собственную площадку - теперь МАЗ "Москвич" ни от кого не зависит в этом отношении. Сделана авторизация пользователей, почтовый сервис и др.
Внедрен функционал по управлению качеством, ТОиР, управлением транспортной логистикой, управление холдингом. Финальный этап – PDM-системы, портал поставщиков, портал руководителя.
-
1С:ERP Управление предприятием
-
1С:Зарплата и управление персоналом
-
1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП
-
1С:Управление холдингом
-
1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП
Архитектура решения и масштаб проекта
Автоматизирован 491 бизнес-процесс. В реализации проекта участвовало около 300 человек: 80 со стороны исполнителя, 200 – со стороны завода.
В рамках первого этапа проекта в промышленную эксплуатацию были введены отдельные модули единой информационной системы управления операционной и производственной деятельностью предприятия на основе решений 1С:ERP:
- Регламентированный учет;
- Управление продажами;
- Управление закупками;
- Управление складами;
- Управление производством;
- Управление казначейством.
Налажена интеграция 1С:ERP с 1С:УХ, 1С:ЗУП, 1C:CRM. Внедрены модули диспетчеризации и прослеживаемости производства, оперативного управления качеством производства, управления производственной логистикой.
В связи со сжатыми сроками команда пересмотрела классический подход к реализации проекта. Технические специалисты практически начали с тестирования готовой конфигурации, выявляли разрывы в требованиях, проводили моделирование, писали техническую документацию, выгружали НСИ из старых систем, загружали их в систему, проводили запись обучения, загружали данные в систему.
В рамках последующих этапов с ERP-системой были интегрированы все производственные системы предприятия для автоматизации учета и минимизации затрат. Организован процесс мелкоузловой сборки автомобилей (CKD производство). Запущена основная функциональность глобальной системы по управлению качеством. За управление блоками техобслуживания и логистики отвечают модули "1С:ТОиР" и "1С:Предприятие 8. Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП".
На заключительном этапе внедрены отечественные решения по оперативному планированию и формированию производственной последовательности, балансировке операционной трудоемкости и управлению технологией, ведению конструкторской и технологической документации.
Осуществлена интеграция с внешними информационными системами заказчика (АЛР – первичные заказы от дилеров), с ЗPL оператором и системами партнеров. Расширен функционал системы и ее интеграция с другими смежными информационными системами предприятия.

























































































































































































