- Комплексное управление ресурсами предприятия (ERP)
- Зарплата, управление персоналом и кадровый учет (HRM)
- Управление транспортом и транспортной логистикой (TMS)
Цели проекта
- Технологическое совершенствование инструментов управления Предприятием в соответствии с текущим и перспективным уровнем развития информационных технологий;
- Построение единой интегрированной информационной системы, как источника данных при принятии оперативных, тактических и стратегических управленческих решений;
- Снижение трудозатрат и влияния "человеческого фактора" при работе с данными;
- Обеспечение возможности оперативного масштабирования и модификации системы в условиях динамичного развития и изменений городских потребностей и структуры Предприятия.
Ситуация до внедрения
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" – один из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом на Северо-Западе России. Предприятие обслуживает 143 городских и пригородных маршрута. На линию выходят 2081 автобусов большого и особо большого класса. Ежегодно автобусы перевозят более 300 млн. пассажиров. В структуру предприятия входят шесть автобусных парков, автобусный вокзал, учебный комбинат, медико-санитарная часть № 70. Персонал насчитывает более 10 800 человек.
До централизации СПб ГУП "Пассажиравтотранс" в единую организацию, каждый филиал развивался, как самостоятельная организация, использовалось программное обеспечение различных производителей, отсутствовали единые нормативно-справочные материалы. Единый подход к формированию бизнес-процессов.
Перед началом проекта была проведена аналитика существующих аппаратно-программных комплексов автоматизации, используемых различными транспортными предприятиями, из предлагаемых на рынке программных комплексов. Изучение ряда прграммных комплексов показало отсутствие на рынке готового решения для автоматизации социального пассажирского транспорта.
С выходом на рынок программных продуктов "1С" на платформе 8.3, а так же уведомлением разработчика 1С и прекращении поддержки "1С:Зарплата и управление персоналом ред. 2.5", "1С:Управление производственным предприятием", выбор Предприятия остановился на следующих системах "1С:ERP Управление предприятием" и "1С:Документооборот", обусловленный соотношением цена/качество программных продуктов, открытым кодом, большим выбором компаний франчайзи. А также во исполнение распоряжения Правительства РФ от 26.07.2018 № 1588-р об использовании отечественного программного обеспечения.
Первым этапом произведена адаптация блоков учета на базе "1С:ERP Управление предприятием 2" и "1С:Документооборот", таких как: Документооборот, Склад и запасы, Учет транспортных средств, Заработная плата и кадры, а также Регламентированный учет предприятия.
В рамках этого проекта автоматизированы процессы основной деятельности предприятия, от планирования транспортной работы, оперативного учета изменения дорожной ситуации, до фактических показателей работы, учет ремонтов и технического обслуживания комплектующих автобусов, а также расчет заработной платы водителей и кондукторов. Концептуальным подходом к автоматизации стало отражение всего учета в единой системе, без дополнительных интеграций.
Уникальность и инновационность проекта
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" – ключевое автотранспортное предприятие города-миллионника. Круглосуточный график работы сотрудников предприятия обеспечивает бесперебойную работу транспортных средств для осуществления пассажирских перевозок. Такие условия накладывали определенные ограничения при реализации проекта: запуск системы в промышленную эксплуатацию проведен без остановки работы предприятия.
Работа крупнейшего автотранспортного предприятия Северо-Западного региона полностью отражена в единой системе "1С:ERP Управление предприятием 2". Специалисты группы компаний "СофтБаланс" разработали уникальные подсистемы для планирования и анализа транспортной работы. В разработанных подсистемах полностью отражена специфика работы предприятия, а именно:
- Автоматизирован учет по основному виду деятельности – пассажирским перевозкам;
- Автоматизирован расчет заработной платы водителей и кондукторов;
- Автоматизирован учет агрегатов и шин;
- Автоматизирован учет бортового оборудования.
В рамках проекта реализовано:
1. Автоматизирован процесс планирования пассажирских перевозок. Планирование деятельности водителей и кондукторов в системе "1С:ERP" происходит по внешним данным. СПб ГКУ "Организатор перевозок" представляет расписание, в котором указан маршрут, количество автобусов на маршруте, остановки, время движения, а также нормативы по пробегу и расходованию топлива. Расписание заводится в систему "1С:ERP", внутри которой происходит распределение маршрутов по филиалам. Работа водителей и кондукторов планируется по месяцам и по дням – на уровне автоколонны. Исходя из этих данных в филиалах формируется документ "Суточный выпуск", который содержит всю информацию по маршрутам на ближайшие сутки.
2. Контроль за осуществлением пассажирских перевозок происходит в режиме реального времени. Диспетчер выпускает автобусы на линию и следит за тем, чтобы фактическое выполнение перевозок соответствовал плану. Для диспетчера в системе разработано автоматизированное рабочее место "Монитор диспетчера", в котором сотрудник фиксирует план и факт перевозок, поломки, замены водителей и т.д. В системе "1С:ERP" формируется "Диспетчерский доклад" – итоговый отчет о предоставлении услуг за смену.
3. Полностью автоматизирован сложный расчет заработной платы водителей и кондукторов. Автоматизирован учет бесконтактной оплаты (транзакций). На основании информации о проданных бумажных билетах и о транзакциях в подсистеме формируется документ "Билетно-учетный лист". Исходя из фактических данных о перевозках формируется документ "Путевой лист". По данным "Путевых листов" и "Билетно-учетных листов" и в соответствии с Коллективным договором, принятым на предприятии, в разработанной подсистеме рассчитывается заработная плата водителей и кондукторов. Результаты расчета транслируются в подсистему "Зарплата и управление персоналом" в "1С:ERP".
Для водителей разработано автоматизированное рабочее место в виде терминала, которое позволяет оперативно получать отчет о заработной плате в режиме реального времени. Доступ к данным осуществляется по карточке сотрудника.
Настроена интеграция системы "1С:ERP" с сервисом "Мой билет", благодаря чему продажа каждого билета – бланка строгой отчетности – оперативно фиксируется в налоговой службе, а пассажир по номеру билета может отследить время поездки и маршрут.
4. Обеспечена оперативная замена и ремонт оборудования в случае поломок; автоматизировано планирование ТО. В системе "1С:ERP" автоматически планируется ТО и отслеживается срок действия гарантий на оборудование. Фиксируются произведенные ремонтные работы: реализован учет ремонтов через документы "Ремонтные листы", "Заявки на ремонтные работы" и "Заявки на техническую помощь". Системой фиксируется движение агрегатов и шин от склада до ТС, контролируется количество шин на ТС. Учет агрегатов и шин реализован через уникальный идентификационный номер каждого элемента (пономерной учет), учет бортового оборудования ведется по комплектам.
Также в системе фиксируются плановые нормативы пробега и фактические данные. Наработка агрегатов и шин рассчитывается автоматически в соответствии с документом "Путевой лист", в котором отражается маршрут ТС, и влияет на дату планового ТО.
Автоматизирован плановый и фактический учет топлива, который рассчитывается исходя из длительности маршрута, количества и длительности остановок, температуры и других параметров.
Публикации о проекте
Результаты проекта
- Важным аспектом является организация единого информационного пространства Регламентированного, Оперативного и Управленческого учета что позволило исключить дублирующий ввод данных, исключить расхождения между данными разных подразделений и филиалов, приведение к единым бизнес-процессам функционирования филиалов;
- Планирование транспортной работы, учет ремонтов и технического обслуживания комплектующих автобусов, а также расчет заработной платы водителей и кондукторов ведется в единой системе "1С:ERP Управление предприятием 2", что создало основу для прозрачного контроля на всех этапах основной деятельности – пассажирских перевозок;
- Данные предоставляются точно и оперативно, снизился риск влияния человеческого фактора, что увеличило качество предоставляемых услуг и сократило время принятие решений;
- Оптимизированы складские запасы;
- Повысилась оперативность расчета заработной платы водителей и кондукторов по единым алгоритмам.
-
1С:ERP Управление предприятием
:
- Управление персоналом и расчет заработной платы
- Управление ремонтами и обслуживанием
- Управление пассажирскими перевозками
- Другие возможности
Архитектура решения и масштаб проекта
Архитектура решения представлена на схеме: