- Управление эффективностью холдинга (CPM)
- Управленческий и финансовый учет (FRP)
Цели проекта
- повышение эффективности использования материально-технических, человеческих и финансовых ресурсов и активов участников бюджетного процесса;
- создание единого корпоративного механизма контроля и управления процессом бюджетирования;
- сокращение ручного труда и ошибок, возникающих при сборе первичных данных.
Ситуация до внедрения
- отсутствие единой информационной среды;
- недостаточная формализация процессов, сложность и трудоемкость выверки данных учета и планирования;
- высокая длительность процессов сбора и согласования данных, которые являются исходными для принятия управленческих решений и формирования управленческой и корпоративной отчетности;
- сложность оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения ОАО "РЖД";
- формирование бюджетов, сбор данных и формирование управленческой отчетности в MS Excel.
Уникальность и инновационность проекта
Проект уникален благодаря тщательному учету специфических особенностей деятельности заказчика, а также его масштабов.
Медицинский комплекс ОАО "РЖД" (далее — "РЖД-Медицина") является уникальной сетью здравоохранения, осуществляющей деятельность в различных сегментах медицинского рынка – производственной медицине, добровольном медицинском страховании как корпоративных, так и рыночных клиентов – юридических лиц, обязательном страховании в системе ОМС, платных медицинских услуг. В структуре сети медицинские учреждения различных форматов – поликлиники, многопрофильные клиники с круглосуточными стационарами, передвижные медицинские комплексы (автомобильный транспорт), передвижной медицинский комплекс на базе поезда "Святой Пантелеймон", сеть пунктов предрейсовых и послерейсовых осмотров, аптечная и лабораторные сети.
Инновационность и уникальность проекта заключается в построении комплексной бюджетной модели высокой сложности и детализации для холдинговой структуры на основе разработанной индивидуально для данного заказчика модели данных, учитывающей специфику деятельности "РЖД-Медицина".
Разработанная в рамках проекта модель данных за счет многоатрибутивной структуры справочников позволяет формировать виды отчетов стандартного вида (до 6 свободных аналитик) без потери аналитичности бюджетных форм. Помимо этого, модель данных системы бюджетирования задала требования к структуре всей централизованной аналитики "РЖД-Медицина", поскольку АСБ РЖД-М является потребителем управленческого факта, поступающего из большого числа внешних систем-источников.
При всей функциональной наполненности и методологической нагруженности бюджетной модели, в рамках проекта бизнес-задачи заказчика удалось решить, преимущественно, с применением типового функционала "1С:Управление холдингом". При этом реализованы различные приемы работы с информацией: от ручного ввода первичных данных и простых арифметических расчетов до сложных аналитических приемов:
- планирование через применение эффективных ставок;
- коэффициентный метод через применение сценарных условий планирования;
- механизмы встречного планирования и балансировки данных;
- аллокация затрат по драйверам распределения;
- автоматическое ограничение списков выбора значений аналитик на основании других аналитик, указанных ранее при планировании;
- расчет ковенантов;
- консолидация данных по различным периметрам, гибко задаваемым пользователем.
Построенная бюджетная модель является сбалансированной – в ее составе имеется полноценный плановый баланс, для формирования которого применена методология построения балансовых роликов.
При разработке бюджетной модели максимально использованы функциональные возможности "1С:Управление холдингом" в части построения гибких отчетов и применении методов трансформации для перехода от данных бухгалтерской отчетности к данным управленческой отчетности (по аналогии с МСФО). Трансформационная модель предполагает автоматическую трансляцию исходных данных в управленческие разрезы, механизмы обогащения, систему контрольных процедур, возможность выполнения как автоматических, так и ручных трансформационных корректировок.
Бюджетный модуль интеграционно встроен в общий цифровой периметр медицинского комплекса, в который входят медицинская информационная система, бухгалтерский модуль, модули начисления и оплаты труда, управления материально-техническим снабжением, казначейство, ЕС НСИ.
На стороне исполнителя в реализации проекта участвовала высокопрофессиональная команда, состоящая на 100% из сертифицированных методологов и внедренцев с опытом работы с продуктами 1С.
Публикации о проекте
- Развитие автоматизированной системы бюджетирования» — ОАО "РЖД-Медицина" на 1С: Управление холдингом
- https://1c.ru/solutions/public/details/1380691
Дополнительная информация к описанию проекта
Автоматизированная система бюджетирования "РЖД-Медицина" стала частью единого ИТ-ландшафта заказчика, обеспечив унификацию всех этапов планирования, включая сбор и преобразование фактических данных, а также стратегическое планирование.
Результаты проекта
- разработана и реализована в системе целевая бюджетная модель, включающая более 50 форм и охватывающая следующие блоки планирования:
- предварительный этап (сценарные условия планирования);
- планирование выручки;
- планирование расходов, связанных с персоналом;
- планирование расходов, связанных с закупками;
- планирование неденежных и прочих доходов и расходов;
- планирование показателей, связанных с внеоборотными активами;
- планирование налогов;
- обобщение данных о доходах и расходах и формирование БДР;
- подготовка данных для автоматического формирования БДДС и формирование БДДС;
- подготовка данных для автоматического формирования баланса и формирование баланса.
- разработана и реализована в системе стратегическая модель, базирующаяся на фактических, прогнозных и плановых данных, на основе которых посредством комбинаторной системы коэффициентов осуществляется моделирование «что-если» по доходам, расходам, денежным потокам, рабочему капиталу и др.;
- реализованы загрузки и трансформация (с помощью трансформационной модели) фактических данных через интеграцию с системами БУНУ, КУиРЗП, производственными и другими системами, подготовка управленческой отчетности;
- консолидация БДР, БДДС, Бюджета закупок, консолидация Баланса;
- функционал передан в постоянную эксплуатацию.
-
1С:Управление холдингом
:
- Бюджетирование
- Учет по МСФО (в части трансляции и трансформации данных)
- Интеграция и управление мастер-данными
Архитектура решения и масштаб проекта
- в качестве основного программного решения по автоматизации процессов бюджетирования использована "1С:Управление холдингом";
- в границы проекта по внедрению системы вошли 69 частных учреждений здравоохранения (ЧУЗ) из 71 субъекта РФ;
- каждый ЧУЗ включает в себя несколько структурных подразделений (ЦФО), в связи с чем справочник "Организационные единицы" содержит 650 элементов;
- в систему заложена возможность применения более детального разреза финансовой структуры – декомпозиция ЦФО на центры финансового учета (ЦП и ЦЗ) с их прогнозируемой численностью до нескольких тысяч элементов.
В системе реализованы следующие функциональные блоки:
- Формирование бюджетов, их консолидация и анализ.
- заполнение вручную;
- загрузка из Excel-шаблонов;
- заполнение по данным ВИБ;
- автоматический расчет по настроенным формулам, в т.ч. произвольные запросы;
- консолидация;
- элиминация;
- свертка по периоду.
Основные системные аспекты формирования бюджетов в АСБ:
- для исключения отсутствия пустых значений ключевых аналитик реализовано заполнение значений аналитик по умолчанию;
- для автоматического заполнения значений зависимых аналитик доработан механизм заполнения аналитик по умолчанию;
- для форм ввода разработан механизм ограничения списка значений аналитик в зависимости от значений ключевых аналитик;
- для формирования бюджетов по проектам в видах отчетов используется параметр "Разделение по инвестиционным проектам";
- для ключевых бюджетов настроены правила проверки.
- Если проверка не пройдена, то бюджет не может быть отправлен на согласование и, соответственно, утвержден, пока не будет пройдена проверка;
- консолидация и элиминация производится с использованием шаблонов ВГО по показателям бюджетов; o для заполнения бюджетов по данным ВИБ были настроены подключения ВИБ;
- в целевой бюджетной модели формирование бюджетов производится автоматически по процессу подготовки отчетности, в правилах которого настроены правила заполнения бюджетов и матрица ответственности;
- для согласования бюджетов настроен сложный маршрут, путь прохождения которого зависит как от параметров бюджетов и их аналитик, так и от процесса прохождения согласования бюджетов нижнего уровня для возможности отправки на согласование мастер-бюджетов.


- для разграничения доступности бюджетов в системе настроены права доступа с ограничением по организациям с помощью RLS; ·

- Прогнозирование.
Заполнение бюджетов по прогнозным сценариям производится автоматически с помощью актуализации плановых данных фактическими данными.
В АСБ настроено получение фактических данных как из ВИБ на Платформе 1С, так и из отраслевой медицинской системы. Фактические данные из отраслевой системы загружаются в промежуточные регистры. Фактические данные регламентированного учета из "1С:Бухгалтерия" в АСБ загружаются в регистр бухгалтерии "Журнал проводок МСФО" по аналитикам бюджетирования.
Трансформация данных с аналитик регламентированного учета на аналитики бюджетирования производится при получении данных из "1С:Бухгалтерия" в документе "Трансляция" по настроенным шаблонам трансляции, а также по настроенным мэппингам.
Для этой цели был доработан функционал в шаблоне трансляции, что позволяет определить аналитики бюджетирования по мэппингну в момент заполнения документа "Трансляция". Для заполнения бюджетов по факту выполнена настройка отдельных правил заполнения, в которых источниками выступают регистры с данными из медицинской системы и регистр бухгалтерии "Журнал проводок МСФО".
Для бюджета БДДС дополнительным источником фактических данных является регистр "Движения денежных средств", т.к. параллельно в системе УХ задействована подсистема "Казначейство", которая является основной по ведению денежных средств.
- Стратегическое планирование.
В АСБ настроены бюджеты для стратегического сценария с горизонтом — пять лет до текущего года планирования и плюс пять — от текущего года планирования. Данные в бюджетах по стратегическому сценарию заполняются автоматически фактическими данными за четыре предыдущих периода периоду планирования, прогнозными данными за один предыдущий период периоду планирования и плановыми данными за последующие пять лет от периода планирования.

Была выполнена доработка, при которой при автоматическом заполнении в бюджет заполняются данные показателей отчетов источников по тем сценариям, которые указаны в УОП для стратегического сценария.

Плановые данные за последующие периоды рассчитываются на основании введенных индексов и других показателей.
Рис. 3. Сценарные условия планирования (пример)

- Сравнительный сценарный анализ.
Проведение сравнительного сценарного анализа в системе производится с помощью инструмента "Сводная таблица", настройка которых выполнена для бюджетов, по которым производится такой анализ:

- Универсальный отчет для видов отчетов.
Для быстрого доступа, анализа и агрегации данных, зарегистрированных в бюджетах, разработан универсальный отчет для вида отчета с использованием СКД. Отчет можно формировать по любому виду отчета. Данные в отчете будут выводиться в соответствии со структурой выбранного вида отчета:

Доступ к программе пользователям осуществляется посредством web-клиента.
Для организации обмена данными были настроены интеграционные механизмы с внешними информационными системами с помощью типовых механизмов подключения ВИБ для систем на платформе 1С и другими корпоративными отраслевыми системами с помощью разработки новых интеграционных механизмов. При этом соблюдены все требования по защите информации, в том числе применяется система доступов согласно утвержденной ролевой модели.
Рис.4. Схема архитектуры решения.

Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование
Сервисная шина
СОКРАЩЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ - 15%.
ОТКЛОНЕНИЕ ПО СРОКАМ - 0%
ОТКЛОНЕНИЕ ПО БЮДЖЕТУ - 0%
MEASURABLE BUSINESS VALUE