- Бухгалтерский и налоговый учет
- Управление корпоративными налогами, налоговый мониторинг
- Технология: Оригинальная разработка на платформе 1С:Предприятие
Цели проекта
Бизнес-цели проекта:
- Повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами за счет перехода на налоговый мониторинг;
- Повышение уровня автоматизации учетной и налоговой функций;
- Повышение прозрачности бухгалтерского и налогового учета;
- Снижение налоговых рисков;
- Сокращение объемов истребования документов налоговыми органами;
Задачи проекта:
- "Витрина данных налогового мониторинга" (ВНМ), позволяющая обращаться к данным информационных систем 1С:ERP Управление предприятием 2 и хранилищу электронных образов первичных учетных документов в 1С:Документооборот 8, доступная для работы представителям ФНС России;
- "Корпоративная система управления рисками" (КСУР) для учета налоговых рисков;
- "Система внутреннего контроля" (СВК) для формирования отчетности по системе внутреннего контроля.
Ситуация до внедрения
Акционерное общество "Ачимгаз" (АО "Ачимгаз") — газодобывающая компания, осваивает Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение, которое входит в тройку крупнейших в мире месторождений на суше. Большая часть месторождения расположена за Полярным кругом. Общие геологические запасы оцениваются в 16 трлн куб. м. природного газа.
На момент начала подготовки к вступлению в налоговый мониторинг АО "Ачимгаз" соответствовал критериям, заявленным Федеральной налоговой службой для вступления в налоговый мониторинг, требовалась методологическая проработка требований к будущей IT-системе, ее последующая разработка и внедрение.
Уникальность и инновационность проекта
Проект реализовывался в условиях сжатых сроков и высокой неопределенности, полные и четкие требования со стороны налоговых органов отсутствовали, а имевшиеся нормативные документы находились в процессе непрерывной корректировки и доработки. Типовые решения "Витрин данных" для налогового учета находились в стадии разработки, а опыт их практической адаптации к специфике конкретных заказчиков отсутствовал.
Для решения поставленных задач была разработана собственная методология по налоговому мониторингу, внутреннему контролю и управлению рисками с учетом особенностей заказчика, организовано специальное рабочее место "Налоговый инспектор" с определенным набором доступов, которое полностью покрывает требования налогового органа в рамках налогового мониторинга, но при этом не дает возможности получения налоговым инспектором излишней информации о налогоплательщике.
Публикации о проекте
Результаты проекта
Внедрение программного комплекса "Налоговый мониторинг" позволило :
1. Повысить имидж компании и подтвердить статус добросовестного и ответственного налогоплательщика;
2. Повысить эффективность и оперативность взаимодействия с налоговыми органами, а также получить новый способ получения и предоставления информации в онлайн формате.
3. Снизить налоговые риски путем:
- сокращения возможных доначислений, пеней и штрафов за счет возможности получения мотивированного мнения налоговых органов по совершенным и планируемым сделкам;
- сокращение срока налоговых проверок с 4,5 лет до 1 года 9 месяцев.
-
1С:ERP. Управление холдингом
:
- Налоговый мониторинг
Архитектура решения и масштаб проекта
Программный комплекс "Налоговый мониторинг" состоит из трех функциональных систем:
- "Витрина данных налогового мониторинга" (ВНМ), позволяющая обращаться к данным информационных систем 1С:ERP Управление предприятием 2 и хранилищу электронных образов первичных учетных документов в 1С:Документооборот 8, доступная для работы представителям ФНС России;
- "Корпоративная система управления рисками" (КСУР) для учета рисков и контрольных процедур в требуемой аналитике;
- "Система внутреннего контроля" (СВК) для формирования отчетности по системе внутреннего контроля.
Схема архитектуры
- Приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним";
- Приказом ФНС России от 25.05.2021 года №ЕД-7-23/518@ "Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля";
- Приказом ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@ "Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации".
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на добавленную стоимость;
- Налог на имущество организаций;
- Налог на добычу полезных ископаемых;
- Транспортный налог;
- Налог на доходы физических лиц;
- Страховые взносы.
- Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга (Приложение N 1 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@);
- Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям (Приложение N 3 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@);
- Контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга (Приложение N 5 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@);
- Матрица рисков и контрольных процедур организации (Приложение N 7 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@);
- Результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга (Приложение N 9 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@);
- Оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации (Приложение N 14 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@);
- Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации (Приложение N 16 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@);
- Информация об организации системы внутреннего контроля организации (Приложение N 18 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@).
- налоговой отчётности, сформированной надлежащим образом за отчётные (налоговые) периоды по всем налогам, по которым у Общества возникают налоговые обязательства;
- регистрам налогового учета;
- регистрам бухгалтерского учета;
- хозяйственным операциям;
- первичным учётным документам и договорам;
- рискам и отчётам системы внутреннего контроля.
Источниками данных для программного комплекса "Налоговый мониторинг" служат:
- учетная система 1С:ERP Управление предприятием 2;
- система электронного документооборота 1С:Документооборот.
- Загрузка данных в Витрину из учетной системы Общества - налоговые декларации (расчеты) по всем налогам и визуализация в соответствии с утверждёнными ФНС России форматами, регистры бухгалтерского и налогового учета, отчет по проводкам, главная книга;
- Настроены форматы регулярных отчетов и их автоматическое заполнение в рамках налогового мониторинга в соответствии с Приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним" и Приказом ФНС России от 25.05.2021 года №ЕД-7-23/518@ "Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля";
- Формирование требуемой ФНС России иерархии расшифровки налоговых деклараций (расчетов) – детализация каждой строки декларации до системного документа с отражением проводок по документу и возможностью просмотра первичного учетного документа и (или) договора;
- Выполнение проверки загружаемых данных на всех уровнях раскрытия в Витрине;
- Обеспечение доступа налоговых органов к Витрине при проведении налогового мониторинга (создание учетных записей и предоставление прав доступа);
- Предоставление возможности просмотра опубликованных данных для внешних пользователей (сотрудники Налоговой инспекции);
- Создание инструмента коммуникации с налоговыми органами (запросная система);
- Реализация системы управления рисками, интерфейс внесения данных по рискам, расчет степени влияния риска;
- Реализация функции дополнительного предоставления первичных учетных документов по требованиям налогового органа, реализация механизма обмена документами;
- Техническая поддержка после передачи ВНМ в промышленную эксплуатацию, включающая диагностику обнаружения проблем в работе ВНМ и поддержку доработок Витрины в случае выпуска обновлений законодательства, касающихся изменений форм, форматов обязательных к загрузке в ВНМ (налоговые декларации, отчеты по СВК и др.), обязательной функциональности ВНМ.